Истоки русской культуры уходят своими корнями в глубокую древность. Задолго до принятия Киевской Русью христианства, восточные славяне возводили не только избы, но и языческие храмы-капища. Украшали их вырубленными из дерева и камня божествами – Перуном, Сварогом, Велесом. Умели мастерски изготавливать красивые украшения из бронзы и даже золота. Эти “дикари” и “варвары”, какими очень хотят представить их некоторые представители современного цивилизованного общества, создали богатую, самобытную и оригинальную художественную культуру, которая свидетельствует, какими замечательно талантливыми были наши далекие предки.
Приняв в 988 году христианство, Киевская Русь смогла не только приобщиться к культуре и искусству мировых цивилизаций, но и внести в мировую сокровищницу свои собственные драгоценные вложения. По указанию князя Владимира на Руси началось строительство не только деревянных, но и каменных храмов. Их повсеместное строительство дало толчок к развитию многих направлений в искусстве средневековой Руси. Иконопись, которой поначалу занимались только греческие мастера, явилась прародительницей всей русской живописи. К величайшему сожалению, до нас не дошли самые ранние памятники русской живописи. Междоусобные войны, частые пожары, набеги и нашествия врагов, самым страшным из которых было монголо-татарское, нанесли громадный, невосполнимый урон русской культуре. Например, от сооруженной в конце X века в Киеве Десятинной церкви Успения богоматери, украшенной 25-ти куполами, сохранилось только несколько фрагментов фресок, хотя современники упоминают о великолепной мозаике и множестве искусных фресок, украшавших этот храм. Смело монгольское нашествие и множество других храмов, дворцов, крытых средневековых рынков.
В древнерусской летописи упоминается имя русского художника Алимпия, который владел большим искусством иконописи, за что был причислен к лику святых и погребен в Киево-Печерской лавре. Но многое, все же сохранилось, и мы имеем возможность любоваться драгоценными фресками, мозаиками, литыми и резными иконами и крестами, керамикой, славившимися в Европе эмалями, филигранными серьгами, подвесками, выполненными искусными средневековыми художниками, мастерами и ремесленниками.
Господствующая в сюжетах и формах творений церковная идеология воспроизводит в произведениях библейские и евангельские предания, канонические образы Христа, богородицы, апостолов, святых. Время сохранило для нас прекрасные иконы средневековых художников – “Владимирская богоматерь”, “Ангел Златые власы”, замечательная мозаика святого Дмитрия Солунского, эти и множество других шедевров, подтверждают великую силу и величие искусства, заставляя наши сердца то неистово биться, то замирать в немом восторге.
Княжеские междоусобицы, феодальная раздробленность к началу XII века значительно ослабили древнерусское государство. Переживает упадок Киев, становясь яблоком раздора между потомками Ярослава Мудрого. Но не прервалась культурная традиция. Начали возникать и обустраиваться новые города, и, следовательно, возводились новые крепости, белокаменные церкви и соборы, которые поражали красотой и гармонией, были украшены резными барельефами, искусной мозаикой и фресками. В городах росли княжеские дворцы, хоромы бояр, рубленые крестьянские избы, которые были достойными памятниками деревянного зодчества. Мастерские живописцев писали не только иконы, но и украшали рукописные книги изящными миниатюрами. При дворах европейских монархов и восточных правителей, высоко ценились изделия русских ювелиров.
Древнерусская культура занимает достойное место в сокровищнице мировой цивилизации уже за одно литературное произведение XII века “Слово о полку Игореве”. Прекрасное поэтическое творение древнего автора не раз становилось источником вдохновения для композиторов и художников поздних поколений. С распадом Киевской Руси не иссяк поток талантливых, искусных, умелых мастеров и ремесленников. А наоборот, разбился на множество рукавов и разлился потоком на новые земли. Возникают новые культурные центры на Руси, сильные и самобытные мастерские живописцев. Появляются новые талантливые зодчие в Пскове, Новгороде, Ярославле и Суздале, Владимире и Чернигове, Галиче и Полоцке. Дмитриевский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, собор Св. Софии в Новгороде сохранило для нас, пусть иногда и не в полной мере, быстротечное и безжалостное время. Пусть нам не всегда известны имена зодчих, резчиков, мозаистов и иконописцев, создавших великолепные памятники, но мы обязаны быть благодарными потомками и сохранить для будущих поколений красоту, которую создавали наши талантливые предки.