Князя Владимира Святославовича за крещение Руси причислили к лику святых. Но ведь вначале он был язычником, идолопоклонником. На одном из холмов Киева, свидетельствуют летописи, он поставил деревянную статую Перуна для поклонения. Но, приняв христианство, он сокрушил идолов и начал строить христианские церкви. Суровая религия не сломила ни в нем самом, ни в его народе, взращенного язычеством, жизнелюбия, молодчества, по-юному радостного мироощущения, которым пронизана вся древнерусская культура.
В культуре Киевской Руси заложены основы культуры Украины, и Белоруссии, и России. О силе, устремленности и духовном подъеме Киевской державы лучше всего расскажет один из самых величественных памятников культуры той поры – Софийский собор. Это крестово-купольный храм. В его основе – квадрат, внутри которого двенадцать столбов в виде креста. Снаружи многоглавый храм радует глаз плавным ступенчатым нарастанием, непринужденностью расположения на земле, гармоничностью роста и ввысь, и в длину, и вширь.
Сейчас собор побелен. А в те далекие времена он строился из кирпича и розовой цемянки, что придавало строению нарядный вид. Так София Киевская сохранила в себе традиции деревянного зодчества Древней Руси. Внутри в главном куполе изображен Христос Вседержитель, в простенках – святые, а в центральном алтарном выступе (абсиде) – Богоматерь Оранта с воздетыми ввысь руками, осиянная золотым светом. В ее образе русский человек видел родную ему языческую Берегиню, руки которой тоже были воздеты к солнцу. Но теперь она была заступница, «нерушимая стена», как назвали Оранту русские христиане, молившиеся ей как защитнице в годину испытаний.
А волшебная мозаика Софии киевской! Она сверкает золотом с разноцветными переливами, будто расплываясь по стенам, будто обволакивая все кругом сияющим маревом. Этот уникальный вид мозаики искусствоведы назвали «мерцающей живописью». Киевская Русь прославилась и художественным ремеслом. Без плотников, гончаров, златокузнецов, каменщиков, резчиков по дереву немыслима культура Киевской Руси. Народные ремесла, прикладное искусство рождало талантливых мастеров, стремившихся к художественности в создании «общежитейских предметов».
Ювелирное мастерство Киевской Руси достигло высшего расцвета. Это изящное искусство корнями уходит в повседневный быт крестьян, причем родоначальницами его были женщины. Они хотели иметь украшения. Для этого они плели из шнуров, пропитанных воском, разные хитроумные изделия, покрывали их глиной, воск удаляли нагреванием, а вместо него обливали шнур расплавленным металлом. Получались красивые украшения, похожие на проволочное плетение. Так было в глубокой древности. А в десятом веке литьем металлов и работой с ним занялись мужчины. Они усовершенствовали процесс и создавали литье в каменных и глиняных формах, дополняя украшения гравированным и чеканным узором. Украшения женщины носили на шее, в ушах, прикреплялись к кокошникам, свисая по вискам.
Существовали мастера вотчинные, работающие для знати, духовенства, храмов и монастырей. Это мастера высшего класса, создавшие шедевры дорогих ювелирных изделий. Ювелиры Киевской Руси освоили искусство расцвечивания эмалью золотых и серебряных предметов: корон, диадем, колтов (сережек), подвесок, нагрудных медальонов, пряжек и окладов книг. Книги в Киевской Руси считались высшей драгоценностью, их при пожаре спасали первыми.
Орнаменты книг выполнялись художниками-златописцами, а переплеты-оклады, украшенные серебром, узорной филигранью, драгоценными камнями и пластинами из золота с эмалевыми фигурками делали златокузнецы и эмальеры. А если напомнить, что Киевская Русь была богата и другими ремеслами, питавшими русскую культуру, то нельзя не сказать об искусстве гравировки по металлу, резьбе по дереву, камням и кости, чернении, гончарном деле и др.