Когда речь заходит о крещении Руси, большинство, отчего-то представляют себе это каким-то единым процессом. Было, мол, язычество, а потом, когда светлейший князь Киевский повелел всем стать христианами, люди вздохнули с облегчением и радостью – мол, наконец-то и мы истинную веру познали и приняли – и вмиг все православными стали. Церкви, как грибы после дождя сами по себе по всей земле русской образовались и наступили для всех благие времена. На самом деле, любой глобальный процесс происходит плавно, постепенно, мягко вливаясь и вытесняя изжившее. Так же происходило и с христианством.
Еще задолго до того, как князь Владимир Святославович Красное Солнышко крестил Русь массово, на Руси уже существовало христианство, были христианские общины, даже храмы православные строились. Что далеко за примерами ходить, если бабушка того самого князя Владимира, княгиня Ольга, причисленная впоследствии к лику святых, приняла христианскую веру и крестилась одной из первых, за что и названа была Равноапостольной (то есть, равной апостолам как носителям христианства в мир)? Выбор в пользу монотеистической религии был обусловлен, скорее, политической необходимостью, направленной на развитие экономических отношений с соседней Византией, нежели духовным выбором князя Владимира, призванного спасти души несчастных язычников от вечного адского пламени. Дело в том, что до принятия христианства князь Владимир уже предпринимал попытку унифицировать многочисленные верования объединенных в единое государство народов, дабы хоть как-то сгладить разность в их культурах и обычаях. Но изначально князь повелел молиться пяти, избранным им, богам – Перуну, Мокоши, Сварогу, Даждьбогу и Волосу, чьи истуканы и были установлены на одном из киевских холмов, неподалеку от Днепра. Но эта попытка не увенчалась успехом. Многобожие, вообще, постепенно отходило на второй план. Примером того, как вера в единого Бога может сплотить нацию идеологически, была ближайшая соседка юного феодального государства - Киевской Руси – Византийская империя.
Самая бойкая торговля у Руси шла именно с Византией. Причем, если Киевская Русь поставляла в империю большей частью сырье (зерно, меха), то Византия продавала уже готовую продукцию – предметы различных ремесел и книги, знания, новые технологии. Оружейниками, опять же, Византия также славилась. В общем, все было ладно в империи, и то, что все ее жители в единого Бога верили, только на благо было, ибо свело междоусобицы между людьми на «нет». Хотя, бунты, конечно, были, но редкие и не такие кровопролитные, как войны славян друг с другом. Корсунская легенда гласит, что Владимир принял христианство, уступив просьбе двух императоров византийских – Василия и Константина, которые попросили князя Киевского помочь им усмирить бунт некоего Варды Фоки, за что и пообещали Владимиру отдать в супружницы свою родную сестру Анну, что было невозможно сделать без крещения. Владимир дал согласие и сдержал свое слово – помог византийцам победить врага. Но братья-императоры не очень-то и торопились выполнить свои обязательства. Тогда князь Владимир захватил Херсонес и начал грозить соседям, что, мол, следующим захваченным городом станет столица ваша – Константинополь. Так Василий и Константин вынуждены были все-таки отдать свою сестру замуж за киевского князя, который прямо в Херсонесе принял крещение. Византийские императоры попросту побоялись пускать князя в Константинополь, пусть даже просто для того, чтобы крестить его. Угрозу они запомнили хорошо, и не доверяли Владимиру. После крещения и свадьбы Владимир Святославович вернулся в Киев, приказал сбросить, установленные им же, статуи кумиров и крестил киевлян. Случилось это в 988 году.