В славянском пантеоне языческих богов Перун – многоликий бог, выполняющий несколько функций. В одних случаях он животворящий покровитель, защищающий и дарующий благодать и милость. Но при этом не стоит забывать, что Перун всегда способен явить свой второй лик - грозный и карающий.
↑ Перун – Бог защитник
Чуть только пригревало весеннее солнышко, а ветерок разгонял серые тучи, раздавался шум и грохот, и появлялась на небе колесница, запряженная двумя крылатыми жеребцами. Один конь – чисто белый, как снег. Второй, – жгуче черный как ночь. Правил колесницей пожилой, суровый то ли хлебопашец, то ли воин. Развеваются по ветру его черно-серебряные волосы, точь - в - точь как грозовая туча, а по небу разметалась серебряная борода с золотыми усами. Но не пугается народ земной, а радуется. Это являет труженикам – землепашцам свою милость бог Перун.
Промчится он по небу, грохоча громом, выпустит разноцветные стрелы и прольется с неба животворящая влага, смоет остатки долгой, холодной зимы, напоит мать-землю и будет тебе земледелец богатый урожай. Благодарят люди бога Перуна – производителя и творца. Бог Перун – родоначальник небесного огня, нисходящего на землю и дающего жизнь. Его молнии бывают золотыми, живящими и созидающими.
↑ Перун – Бог и покровитель воинов
Но могут быть стрелы сурового божества лилово-синие, которые насылает он на врагов своих подданных. И тогда Перун – это бог и покровитель воинов, дружинников. Хотя считается, что рожден он в первый зимний месяц, славяне отмечали Дни Перуна после 20 июня и до начала августа. И даже после принятия христианства были сохранены обычаи язычников, только обрядили их в новые одежды и назвали немного по-новому. Теперь мы называем Ильин день. В старину этот день считали опасным и неприятным потому, что громы, грозы и дожди в этот день несли гибель урожаю засухой, пожарами, или, наоборот излишками влаги.
Помимо заботы об урожае, наши предки в эти дни были заняты справлением тризны по павшим в боях воинам. Всегда хватало врагов у них и должны они были быть готовы защитить свою землю и свой дом. На курганах, насыпанных над похороненными воинами, устраивали поминальные пиры, в которых обязательно были ритуальные поклонения богу Перуну. Помимо ритуальных действий, обязательно устраивались ратные соревнования в стрельбе из луков, битве на мечах, состязания в ловкости. В эти же дни происходило посвящение молодых парней во взрослую жизнь, жизнь воинов.
Обряд посвящения состоял из серьезных испытаний, которые проходили во славу и с благословения Перуна, а наградой для победивших в состязаниях становились щит и меч, которые являлись символами Перуна. О том, как почитали этого бога наши предки говорит тот факт, что при заключении договоров они клялись именем Перуна. Это подтверждено в договорах, заключенных между славянами и греками. Князья русичи клялись Перуном, а на втором месте в договорах стоит имя Велеса.
↑ Перун – сильный, разящий
“Тот, кто бьет сильнее”, “разящий “ – именно так переводится имя Перун на современный язык. Его главное оружие – лук, стрелы, камни, топоры. Все эти предметы были культовыми и использовались в языческих обрядах. Но люди верили, что Перун, когда захочется ему погулять по белому свету, превращается в лесного быка Тура. Поэтому священным животным Перуна считается бык, а птицей – сорока, из-за черно-белого оперения. Ведь кони в колеснице Перуна черной и белой окраски. Цветок Перуна - голубой ирис из-за шести лилово-голубых лепестков, которые означают знак грома.
Святилища Перуна устраивали, как правило, под открытым небом. Оно имело форму цветка, лепестками которого были ямы для священных костров. Археологи чаще всего находили святилища с восемью “лепестками”. Посередине святилища устанавливали скульптурное изображение Перуна, выполненное из камня или дерева. Священным деревом Перуна считался дуб, из него и выполняли изображение. Алтарем в таких святилищах было каменное кольцо.