Русь была языческой до 988 – 989 года, пока князь киевский Владимир Святославович не принял в качестве государственной религии христианство, заимствованное в Византии. Многобожие (пантеон) – основа всякой языческой религии. В древности человеку казалось, что вся его деятельность – хозяйственная, государственная, семейная, военная – находятся под контролем высших сил. Жизнь человека, его благополучие зависят только от воли языческих богов. Их изображения вырезали из дерева и камня, им поклонялись, совершали жертвоприношения. Эти фигуры богов назывались идолами, или кумирами.
Один восточный наблюдатель тех времен, будучи в Византии, встречался там с русскими купцами и рассказал в своих записках о том, как эти люди смерено кланялись идолам, приносили им хлеб, молоко, мясо, лук, опьяняющие напитки, просили у богов хороших покупателей. Если торговля была удачной, то русские купцы в знак благодарности приносили истуканам убитых животных, но сначала половину каждой туши раздавали бедным, а головы животных, насаженные на колья, расставляли вокруг божков. Верховный языческий бог наших предков – Перун – бог небесного огня (молнии) и грома. Его оружие – каменные стрелы, которые летят с неба, с грохотом обрушиваются на землю, образуя грозу. Лаврентьевская летопись (991г.) рассказывает, что воины при заключении договора с Византией клялись боевым оружием и Перуном как верховным богом. С принятием христианства нашим предкам нелегко было расстаться с привычным божеством Перуном, и тогда его роль громовержца народ отдал Илье-пророку. И с тех пор во время грозы люди иногда говорят, что это Илья-пророк катается по небу на своей колеснице.
Бог Волос (Велес) был вторым по значимости в языческом пантеоне. Но он жил не на небе, как Перун, а под землей, и был властелином подземного мира. В древнерусских источниках Волос постоянно называется «скотьим богом». Значит, волос был покровителем скотоводства. А скот в Древней Руси олицетворял богатство, плодородие, перспективу безбедной жизни, так как был и источником пищи (мясо, молоко), и объектом торговли, и поставщиком материалов для предметов домашнего обихода (шерсть, шкуры, рога). Таким образом, полномочия Волоса распространялись также и на торговлю, и на богатство. Символы Волоса – шерсть, шкуры с шерстью. В языческие времена на свадьбе молодых усаживали на тулуп с изнаночной стороны, то есть, шерстью наружу, а брачную постель ставили на шкуры животных, чтобы семья молодоженов жила в богатстве и имела много детей. Так «скотий бог» стал заодно и хранителем семейного благополучия и материального достатка. Ему оставляли на сжатой ниве последний пучок колосьев – в дар богу плодородия – и называли его «Волосовой бородкой».
Как видим, языческих богов наши предки почитали, уделяли им должное внимание, обращались к ним за советом и помощью, но не благоговели перед ними, колен не преклоняли. Они были как бы невидимыми членами семьи, с присутствием которых надо считаться. Мокошь – один из немногих женских образов в языческой мифологии Древней Руси. Она – покровительница женских занятий, особенно прядения. Ей оказывали почтение только женщины и только по пятницам. Во время раннего христианства церковники стали связывать образ женского божества Мокоши с грехом блуда. И не удивительно, ведь и сама женщина рассматривалась ими как первоисточник всякого греха, а в первую очередь греха блудного, низменного. Из древнерусских рукописей известно, что почитание Мокоши приравнивалось к блудодейству. Но это произошло уже в христианской Руси. А в языческие времена женщины в пятницу не пряли шерсть из почтения к своей богине, а если какая-нибудь растяпа оставит в доме на ночь недопряденную кудель, то Мокошь тотчас ее проучит: всю пряжу запутает. И настолько крепка была связь женщин со своим божеством, что христианская религия вынуждена была сделать адекватную замену. Теперь заступницей и покровительницей женщин и их домашних занятий является святая Параскева-пятница.