Ефанда – одна из самых таинственных личностей древнейшей истории Руси. Была она женой Рюрика – основателя древнерусского государства и княжеской (а затем и царской) династии.
↑ Биография
Ефанда – личность полулегендарная, и о ней нам известно очень мало. Информация о ней содержится лишь в так называемой «Иоакимовской летописи», представляющей собой несколько листков, вырванных из какой-то древней рукописи и найденных в первой половине XVIII века первым русским историком В. Н. Татищевым.
Из этой летописи можно узнать о происхождении Ефанды Урманской. «Урманская» - значит «норвежская». Была она дочерью норвежского конунга, известного в летописях под именем Кетиль Лосось. Её мать исследователям удалось идентифицировать как Ингунн.
Скандинавом, по наиболее распространённой версии, был и сам Рюрик. Больше практически ничего источники не сообщают об этой женщине. Разве что, по мнению Татищева, она была сестрой Вещего Олега – родственника Рюрика, которого он, умирая, назначил регентом при малолетнем сыне Игоре – наследнике престола. Однако о жизни Ефанды можно узнать из косвенных фактов.
К примеру, у Рюрика наверняка должно было быть много жён и наложниц, как тогда было принято у язычников (и славян, и германцев). Однако сын в источниках упоминается только один – тот самый Игорь, рождённый Ефандой. Из-за этого можно предположить, что Ефанда была самой любимой супругой Рюрика, она единственная, кто удостоилась чести продолжить род князя.
Впрочем, рождение Игоря является загадкой для историков. Дело в том, что молодую Ефанду князь встретил уже в довольно преклонном возрасте. К слову, умер Рюрик, по всей видимости, по естественным причинам – от старости, поскольку летописи ничего не сообщают о серьёзных боевых ранениях князя. Мог ли Рюрик чисто физически зачать сына в таком возрасте? Если да, то это говорит о его отменном здоровье.
↑ Жена Рюрика
О том, что Ефанда была «особенной» женой князя, можно судить по тому факту, что она была дочерью человека известного и могущественного, поэтому взять её просто в наложницы, как других понравившихся ему женщин, он не мог. При вступлении в брак с Ефандой Рюрик исполняет древний скандинавский обычай, что можно считать дополнительным аргументом в пользу его скандинавского происхождения.
При женитьбе муж у скандинавов обязан был подарить жене какую-нибудь собственность, даже если он был простым человеком и жил бедно. Делалось это для того, чтобы в случае смерти мужа (а скандинавские мужчины умирали очень часто, в основном на войне) жена могла прокормить себя и детей.
Рюрик сделал жене весьма солидный подарок: это не только кладовые и амбары князя, но и несколько городов, а также богатая Ладога с прилежащими землями. После рождения Игоря князь подарил жене с сыном также город Ижору.
↑ Почему же Татищев назвал Ефанду сестрой Вещего Олега
Это тоже можно легко объяснить. У скандинавских народов в то время сохранялись элементы матриархата. На момент смерти Рюрика Игорю было всего два года, поэтому о нём должны были заботиться, по тому же обычаю, родственники с материнской стороны; а главным в роду считался брат матери, который и играл роль регента в случае малолетства нового князя.
Получается, что Олег действительно должен был быть её братом. Это, в частности, проливает свет на то, как Рюрик вообще познакомился с этой девушкой: Олег был самым близким другом и соратником князя, и с его семьёй он должен был быть хорошо знаком.
↑ Это интересно знать
Что произошло с Ефандой после смерти Рюрика – неизвестно. Очевидно, однако, что, кроме Игоря, у супругов были ещё дети, поскольку летопись упоминает племянников Игоря:
- Игорь-младший – возможно, сын второго сына Рюрика и Ефанды;
- Акун – вероятно, сын их дочери.
Возможно также, что после смерти мужа Ефанда вышла замуж за другого человека, и упомянутые племянники Игоря были от другого мужа.