Гостомысл (умер около 860 года) – фигура скорее легендарная, чем историческая.
Он считается первым старейшиной ильменских словен – восточнославянского народа, основавшего древний Новгород.
Сведений о его жизни имеется очень мало, а источники, в которых они содержатся, не являются надёжными.
↑ Биография
В ранних русских летописях о Гостомысле не упоминается. Впервые о нём информация появляется только в источниках XV века.
Больше сведений о нём содержится в источниках XVI и XVII веков; вот некоторые из них:
1. «Сказание о князьях Владимирских»;
2. «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»;
3. Киевский синопсис.
Русский историк начала XVIII века В. Н. Татищев приводил сведения из так называемой «Иоакимовской летописи» - старинной рукописи, подлинность которой подлежит сомнению.
В этой летописи содержится наиболее полная информация о Гостомысле. Там утверждается, что отец Гостомысла Буривой вёл ожесточённую войну с варягами, проиграл сражение и удалился в дальше поселение Бярмы.
Когда варяги наложили на «славян, русь и чудь» огромную дань, недовольный народ пришёл к Буривою и потребовал вывести к нему его сына Гостомысла. Ему они передали власть, с тем, чтобы он возобновил сражения с варягами.
Гостомысл оказался полководцем необычайной храбрости и силы, он победил варягов и построил новый город. В дальнейшем при жизни Гостомысла никто на ильменских словен не нападал, а самого князя все, в том числе соседи, уважали и боялись.
↑ Гостомысл – дед Рюрика?
Далее летопись сообщает, что у Гостомысла было три дочери, которые вышли замуж за иноземцев, и четыре сына, которые умерли в молодом возрасте. Гостомысл печалился по поводу того, что у него нет наследников мужского пола. И однажды он увидел сон, в котором из чрева одной из его дочерей, Умилы, выросло огромное дерево и накрыло своими ветвями целый город.
Князь обратился к волхвам, и те истолковали сон – дескать, один из сыновей Умилы будет наследником Гостомысла. Тогда князь распорядился отправить к Умиле послов, которые должны были вернуться вместе с её сыном. Этим сыном оказался Рюрик, который привёл также своих братьев – Синеуса и Трувора.
Другой источник, использованный Татищевым, - «Новгородская Степенная книга» (обширное историческое сочинение XVI века). В ней указывается, что Гостомысл умер в весьма преклонном возрасте.
↑ Это интересно знать
Гостомыслом также звали легендарного князя ободритов – группы западнославянских племён. Ранее некоторые историки даже отождествляли этого Гостомысла с новгородским. В XVII веке в России распространяется европейская концепция, призванная возводить древнейших русских князей к античным предкам. Г
остомысл, утверждали приверженцы этой концепции, происходил из рода императора Августа. Разумеется, никакой исторической научности в этих высказываниях не было – это лишь пропагандистская попытка возвеличить русский народ (точнее, его правящую элиту) и приравнять его к европейцам.
Если предположить, что Рюрик действительно был внуком Гостомысла, значит, он имеет славянское происхождение. Эта концепция была распространена среди русских учёных XVIII века, включая самого Татищева и Ломоносова. Не исключено, что это тоже пропагандистский шаг, поскольку, как уже говорилось, подлинность «Иоакимовской летописи» сомнительна.
Легенды о славянском или балтийском происхождении Рюрика имели своих сторонников и в предыдущем столетии. Эту версию излагает упоминавшийся «Киевский синопсис», автором которого предположительно является Иннокентий Гизель – известный учёный, богослов и монах.
↑ Итоги
Гостомысл, таким образом, предстаёт одним из самых древних восточнославянских князей. Несмотря на то, что его историчность так до конца и не установлена, его личность имеет политическое значение – ведь он считается князем, завоевавшим для Новгорода независимость и предопределившим его будущий расцвет.