Тугарин Змей – персонаж русских сказок и былин.
Представлялся в виде богатыря, злого и жестокого, и являлся противником Алёши Поповича и Добрыни Никитича.
С первым из них связан основной былинный сюжет: богатыри борются друг с другом, в результате одолевает Алёша. Битва происходит на пути к Киеву или в самом Киеве.
Несмотря на то, что Змей Тугарин широкой публике известен относительно мало, персонаж это сложный и насыщенный, а его фольклорный образ состоит из нескольких пластов.
- Первый – это сказочный архетип змея-любовника; такой персонаж особенно популярен в сербских сказках и песнях. Этот пласт проявляется в отношении Тугарина к Марине – жене Добрыни и к Апраксии.
- Второй пласт – змей-супостат, мифический дракон – олицетворение человеческих пороков, зла. Его противники, богатыри, играют роль змееборцев – подобно Георгию Победоносцу.
- Имя Тугарин – явно татарское; прообразом героя был половецкий хан Тугоркан. Змей Тугарин, таким образом, является персонификацией кочевников – давних противников русского народа.
- Ряд исследователей указывает и на византийское влияние в образе Змея Тугарина (точно так же, очевидно, как и в образе Змея Горыныча).
Некоторые учёные пытались сближать имя Тугарина с тохарами – древним народом индоевропейской семьи; однако на сегодняшний день эта версия опровергнута.
↑ Тугарин – хозяин всех стихий
Если обратиться к былине о сражении Алёши Поповича и Змея Тугарина, можно отметить, что Тугарину подвластны все стихии. Прежде всего он – повелитель огня: вокруг него вьются «змеи огненные», он угрожает Алёше и говорит, что задушит его огнём и дымом. С другой стороны, битва проходит у реки Сафат – очевидна связь Змея и с водой.
Наконец, Тугарин – летающий змей, которому подвластно небо. Однако вода оказывается и роковой для героя: крылья у него бумажные, и во время дождя они намокают, так что он не может летать. Алёша Попович побеждает его, рассекает его тело и рассеивает в чистом поле.
↑ Тугарин и Горыныч
Два главных славянских «змея» - Тугарин и Горыныч во многом схожи. Оба персонажа имеют связь с огненной стихией, причём у Горыныча она выражена ещё более явственно: у него даже крылья огненные. Обитает он и в воде – во многих сказках Горыныч спит в море на камне. Подвластна ему и небесная, точнее – высотная стихия: «Горыныч» означает «горный» (однако в некоторых славянских языках слово «гора» означает «лес»).
Пожалуй, главное отличие Тугарина от Горыныча – количество голов: у Тугарина она всего одна. Победить Тугарина оказывается довольно просто. Его уничтожение вполне под силу Алёше Поповичу, который не был физически силён, но славился хитростью, ловкостью и смелостью.
↑ Тугоркан
Прообраз Змея Тугарина – хан Тугоркан отличался особой жестокостью. Был он известен не только на Руси, но и в Византии. О нём упоминает в своих сочинениях Анна Комнина – византийская царевна. Однако для империи Тугоркан не был злостным врагом, и одно время византийцы и татары под руководством Боняка и Тугоркана даже объединились, чтобы отразить атаку печенегов.
Тюркская сущность Змея Тугарина была воспроизведена в известном российском мультфильме, где он представлен как могучий восточный хан. Он нечувствителен к боли и связан с громом и молнией. Интересно и то, что в средние века евреи называли турок «Тугарим». Не исключено, что это слово имеет с именем хана-змея общее происхождение.