Берегиня – женский персонаж в восточнославянской мифологии, чаще всего упоминаемый во множественном числе. Функции берегинь остаются до конца не ясными, а их происхождение и вовсе загадочно.
Некоторые учёные склонны были видеть в них заимствование из культуры германских народов, хотя большинство всё-таки признаёт исконное происхождение берегинь.
Так или иначе, истоки образа берегинь следует искать в происхождении её имени. Отсюда, однако, вытекают несколько гипотез.
- От слова *berg, первоначально означавшего «гора» (точнее – «высота»); это значение сохранилось в германских языках, а также албанском и некоторых других. Таким образом, берегини могли быть горными божествами или духами.
- От более позднего значения слова *berg, специфического для славян, - «берег». Сближение с именем Перуна и старославянского "прыгуня" (поросший лесом холм). Тогда берегини – это духи берегов или водные божества, возможно – русалки.
- Связь со словом «беречь» (оберег) - самая сомнительная, поскольку такое сближение (берегини – хранительницы домашнего очага) произошло в позднейшую эпоху по созвучию слов.
↑ Одна Берегиня или много берегинь
То, что в одних случаях Берегиня упоминается в качестве одной «большой» богини, а в других – в качестве собирательного названия для низших женских духов, легко объяснимо и также имеет соответствия в других культах. Повсеместно из множества духов рождались полноценные божества, и наоборот.
↑ Упоминания в текстах
Однако «берегини» как таковые упоминаются лишь в древнерусских текстах XIV – XV веков, это дало основание заключить, что они являются типично восточнославянскими персонажами. Язычники поклонялись «огню, и камням, и рекам, и источникам, и берегиням».
Андрей Шишкин. "Берегиня" фото
В «Слове об идолах» берегини упоминаются вместе с упырями. В другом тексте сказано, что их было «тридцать сестёр», в таком случае можно видеть связь с византийскими апокрифами, где упоминаются «тридцать сестёр-лихорадок» и говорится, что это были дочери Ирода или же дочери Соломона, проклятые своим отцом.
↑ Украинская берегиня
В украинских народных обрядах известна Перегеня – персонаж, видимо, являющийся отголоском древних берегинь. В Перегеню наряжалась девушка, чтобы попугать подружек. Голову, руки и плечи она укрывала одеждой, кроме вытянутых вверх ладоней, в которых держала клубок – «голову Перегени».
В других областях Малороссии девушки выбирали из своей среды Перегеню и наряжали её, обвивая красными поясами полностью, кроме глаз и рта; в поднятых вверх руках она держала цветок.
↑ Образ Берегини
Образы славянских божеств, в том числе и Берегини, имеются у ряда русских художников. В частности, известным является «портрет» Берегини, созданный Андреем Шишкиным. Здесь богиня изображена в виде светловолосой девушки, держащей в руках птиц и имеющей слегка грустное лицо. В подобном виде Берегиню изображали и другие живописцы. Её предназначение - оберегать природу и людей от зла и колдовства, нечистой силы. Так же издревле делали куклы берегини.
↑ Почему лицо у берегини грустное
Считалось, что в берегинь могли превращаться девушки, умершие несправедливой смертью (например – покончившие собой из-за надругательства, погибшие из-за болезни и др.).