Великая русская оперная певица Антонина Васильевна Нежданова помимо множества официальных званий и наград имела почетное народное звание Царица Русской Сцены, которым ее величали задолго до присвоения ей в 1936 году звания Народной артистки СССР. Творческая жизнь этой певицы – яркий пример не только необыкновенного природного таланта помноженного на удивительную, грандиозную работоспособность, но и пример изумительного патриотизма. Для Неждановой не существовало никакой другой сцены, более желанной, чем подмостки Большого театра. Никакого зрителя она не ценили так высоко, и не дорожила его вниманием, как русского зрителя. Русское оперное искусство она отстаивала яростно и без компромиссно от посягательств авангардистов и всевозможных модных течений. Не одному поколению восхищенных слушателей посчастливилось стать свидетелями ее гениального творчества, и не удивительно, что оно стало легендой. Волшебное звучание пения Антонины Неждановой заняло особую нишу в золотом фонде мирового оперного исполнительства.
↑ Божественное предвидение или случайность
Антонина Нежданова появилась на свет 16 июня 1873 года под Одессой, в деревне Кривая Балка, в семье сельских учителей. Вся многочисленная семья девочки была певучей и она сама начала с семи лет петь в церковном хоре. На девочку с ангельским голосом специально приходило множество людей и ее называли канареечкой. Поступив в Одесскую женскую гимназию, с пятого класса Тоня Нежданова начинает выступать сольно. Семья рано потеряла отца, и девочке пришлось самостоятельно зарабатывать на учебу и помогать матери растить младших детей. Ей помогли устроиться на работу младшей учительницей в городское женское училище.
Антонина мечтала получить музыкальное образование и выступать на сцене. Уже в возрасте 26 лет она поступила в Московскую консерваторию и через три года закончила ее первой золотой медалисткой. Неждановой повезло, что ее природный талант попал под огранку великолепного педагога профессора Мазетти. Он с необыкновенной бережностью отнесся к дарованию Неждановой, и она всегда была верна своему первому педагогу. Почти 20 лет, несмотря на блестящие успехи в карьере, она занималась с Мазетти вокалом до его смерти в 1919 году.
↑ “Царица Русской Сцены”
После окончания консерватории Нежданова отказалась от приглашения в Мариининский театр, а осталась в Большом, петь на сцене которого было для нее самой заветной мечтой. Уникальный случай помог ей дебютировать в очень сложной партии Антониды в опере “Жизнь за царя” и стал звездным часом для Антонины Неждановой. В одно мгновение, вернее, за один спектакль, почитатели оперного искусства поняли, что на небосводе русской музыкальной культуры взошла новая яркая, самобытная звезда.
↑ “Русский соловей”
За свою творческую жизнь Нежданова исполняла около 700 произведений русских и зарубежных композиторов. Ее партнерами по сцене были такие великие певцы как Шаляпин, Собинов, Карузо. Сольные выступления певицы проходили под аккомпанемент гениальных композиторов Рахманинова, Глазунова, Скрябина. Природная, уникальная красота лирико-колоратурного сопрано Неждановой была дополнена не только ювелирно отточенной техникой, но и очаровательным тембром, интонацией, одухотворенной простотой и искренностью исполнения.
Современные композиторы ценили ее за предельно полное понимание замысла произведения, умение постичь его не только умом, но и душой. Известен случай, когда Сергей Рахманинов, очень сдержанный в выражениях своих чувств, во время сольного выступления Антонины Неждановой вышел на сцену и экспромтом стал аккомпанировать певице. Бернард Шоу, потрясенный и восторженный после выступления русской певицы, написал в своем послании ей, что ее творчество лучшее, что ему довелось услышать в своей жизни.
“Русский соловей” – так называли Нежданову восхищенные зарубежные слушатели и антрепренеры, предлагая выступления на таких прославленных, сценах как Ла-Скала, Монте-Карло. Но Нежданова всегда была верна России и русскому зрителю. Родине навсегда было отдано ее сердце и ее непревзойденный талант. Умерла певица 26.06.1950 года.