МиГ 29 – машина, созданная для завоевания превосходства в воздухе в прифронтовой полосе. Относиться к истребителям 4-го поколения. Благодаря ряду оригинальных конструкторских решений по-прежнему остается на вооружении не менее 26 стран мира. В том числе и России.
↑ История создания
Символично, что этот революционный, для своего времени, самолет впервые оторвался от взлетной полосы 6 октября 1977г, а именно в год 60-летнего юбилея Октябрьской революции.
Корни причин побудивших авиационные КБ приступить к работе по теме легкого фронтового истребителя лежат в противостоянии «Фантомов» и МиГ 21.
Маневренный бой должен был остаться в прошлом, функция летчика заключалась в выходе на дальность пуска ракет и захвата цели. В соответствии с этой идей «Фантом» вооружался исключительно ракетным вооружением.
Его основной противник МиГ 21 имел более слабое ракетное вооружение 2–4 ракеты средней дальности и автоматическую пушку. Последняя оказалась неожиданно эффективна.
↑ Краткая характеристика МиГ 29
- Длина самолета - 17,32м;
- Высота самолета - 4,73м;
- Размах крыла - 11,36м;
- Боевая загрузка - 3000кг;
- Скорость в высоте (максимальная) - 2 400км/ч;
- Скорость у земли (максимальная) - 1 500км/ч;
- Экипаж - 1 человек.
↑ Вооружение и особенности
На шести наружных пилонах истребитель может нести управляемые ракеты, авиабомбы и блоки НАР. На средних дистанциях в ход идут ракеты Р-27, при сближении Р-60 или Р-73, страшные своей 8-килограммовой боевой частью.
Последним аргументом в ближнем бою становиться ГШ-301. Скорострельная пушка с водяным охлаждением, калибра 30-мм. Заметное преимущество дает пилотам система нашлемного целеуказания. Она мгновенно захватывает цель, следуя за поворотами головы и направлением взгляда летчика.
Системы подобного типа появились на западных истребителях только в 90-х. Истребитель обладает потрясающей маневренностью, но если противник все же сумеет навести ракеты, это только полдела.
Самолет снабжен станцией РЭБ, «ослепляющей» головки наведения пущенных ракет и системой отстрела ложных тепловых целей.
↑ Боевое применение
Миг 29 участвовал более чем в 10-ти конфликтах и множестве боевых эпизодах. Именно ему приписывается уничтожение нескольких хваленых «невидимок» F-117. Одного в 1991 во время войны в заливе, второго 1999 в небе Югославии. Приходилось 29-му сходиться и с другими советскими истребителями.
Примерный боевой счет сбитых им советских «собратьев»:
- МиГ 21 не менее четырех;
- МиГ 23БН – три машины;
- Штурмовик Су 25 две единицы.
А вот ни одной воздушной победы над своим ровесником Су-27, Fulcrum одержать не смог. Небезынтересен результат противостояния с F-16 и F-15, для противодействия которым машина и создавалась.
Заметим, что все реальные бои происходили при численном меньшинстве МиГов. Имело место несколько воздушных боев во время операций в Персидском заливе и Югославии, итогом которых стали 9 поверженных Миг 29. Без потерь с другой стороны.
Однако учебные бои между «Фалконами» с одной стороны и немецкими пилотами из состава 73-й эскадры, летавших на МиГ 29 неизменно заканчивались победой последних.
↑ Интересные факты
- Истребитель способен взлетать на одном двигателе с полной боевой загрузкой. Экономя в таком случае время при взлете. Это особенно важно при поднятии самолетов по тревоге.
- Шедевр КБ Микояна способен выполнять уникальные пилотажные фигуры «колокол» и «кобра». Вовремя их выполнения самолет на время зависает в воздухе, исчезая в этот момент с экранов любых радаров.
- МиГ 29 лидирует в числе истребителей закупаемых странами Азии.
- Именно на МиГ 29 летает пилотажная группа «Стрижи».
- В истории эксплуатации 29-ого есть место и предательству. В 1989 году 20 мая Александр Зуев угнал новейший по тем временам истребитель в Турцию. Сам самолет впоследствии вернулся в СССР. А капитан Зуев неплохо устроился в Штатах, получил звание майора и даже издал автобиографический роман.
↑ Заключение
Без сомнения МиГ 29 входит в число самых удачных истребителей отечественных ВВС. Созданный как «рабочая лошадка» фронтовой истребительной авиации он не оставался неизменным за годы жизни. Освоил «профессию» палубного истребителя, научился наносить дары по наземным целям и был надежным боевым товарищем каждому летчику, садившемуся за его штурвал.