CУ 30 – многофункциональный самолёт советского (российского) производства, представитель четвёртого поколения реактивных истребителей.
Данное семейство истребителей остается лидером современных российских военно-воздушных сил. СУ 30 рекордсмены по количеству выпущенных аппаратов и произведенных на его основе других версий самолётов.
Также СУ 30 является российским лидером на мировой рынке, девять стран взяли на вооружение именно этот класс истребителей. Самолёт СУ 30 создавался в целях обеспечения продолжительного патрулирования, а также прикрытия систем ПВО.
↑ История самолёта СУ 30
Работы по созданию двухместной боевой машины с новейшими характеристиками начались в ОКБ Сухого ещё в середине 80-х годов.
Базовой машиной для разработки нового проекта стал Су-27УБ, который имел двухместную кабину экипажа, большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения.
Непосредственным прототипом нового варианта истребителя-перехватчика служил опытный самолет-лаборатория Т-10У-2, оснащенный системой дозаправки топливом в воздухе.
Дальние перелеты, осуществленные на этой машине в 1987-1988 годах, убедили конструкторов в возможности улучшения боевых качеств серийного перехватчика Су-27П.
Самолет Су 30 фото
Для отработки новой концепции в 1988 году силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого (под руководством В. Макрицкого) и местных специалистов были доработаны два учебно-боевых самолета иркутской сборки, которые получили в ОКБ шифры Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6, а на заводе - изделие "10-4ПУ".
Машины оснастили системой дозаправки в воздухе, новой системой навигации, модернизированными системами дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ). Первый вылет доработанного самолёта состоялся в октябре 1988, в то время как первого полёта самолёта серийного выпуска пришлось ждать целых четыре года, в связи с падением СССР.
↑ Характеристики СУ 30
Самолет СУ 30 построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет так называемую интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения плавно сообщается с фюзеляжем, образовывая единый несущий корпус.
Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, что позволяет избежать их аэродинамического взаимовлияния и подвешивать между ними по схеме "тандем" две управляемых ракеты.
Су 30 фото
Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки - служебные платформы для установки консолей горизонтального оперения с прямой осью вращения, двукилевого, разнесенного по внешним бортам хвостовых балок, вертикального оперения и подбалочных гребней.
Самолет спроектирован за концепцией "электронной стойкости", и он не имеет традиционной механической проводки управления в продольном канале - вместо нее используется электродистанционная система управления (СДУ). Шасси самолета трехопорное, с одним колесом на каждой опоре.
- Длина самолета - 21,9м;
- Высота самолета - 6,36м;
- Размах крыла - 14,7м;
- Время полета без заправки - 3,5ч;
- Скорость на высоте - 2125км/ч;
- Скорость у земли - 1350км/ч;
- Экипаж - 2 человека.
↑ Интересные факты о СУ 30
- Самолёты СУ-30 стоят на вооружении у одиннадцати государств: Россия Ангола Алжир Венесуэла Вьетнам Индия Индонезия КНР Малайзия Уганда Ирак
- В 2005 Су-30МКИ ВВС Индии на учениях с американскими аналогами четвертого поколения F-16 и F-15 C/D Eagle показали абсолютное превосходство во всем тактическим и стратегическим параметрам
- В 2015 также на учениях СУ-30 в составе индийских ВВС обыграли с разгромным счётом 12-0 британские силы во главе с истребителями Eurofighter Typhoon.
↑ Итоги
Благодаря усилиям конструкторов и технологов был создан действительно уникальный самолет, который предназначается для:
- завоевания господства в воздухе,
- дальнего патрулирования сопровождения самолетов стратегической авиации радиолокационного дозора и наведения выполнения боевых действий, связанных с очень большими дальностью и продолжительностью полета эффективного управления группой истребителей
В итоге вышел отличный истребитель с потрясающей маневренностью и возможностью высокоточного поражения назначенных целей.