Су-15 – истребитель-перехватчик второго поколения, целью создания которого стала защита воздушных рубежей СССР от предполагаемых бомбардировочных ударов НАТО.
В 1967 г. решено было возобновить ежегодные авиационные парады. Разработчики нового самолета Конструкторское бюро Сухого, главный конструктор - Н.Зырин.
↑ История создания
Су-15 Работы по разработке Су-15 начались в сложный для авиации период 50-60 гг., когда правительство СССР сделало ставку на ракетное будущее, где самолетам отводилась роль носителей при полной автоматизации полета.
Военные специалисты понимали ошибочность такого решения. Никто спорить в открытую не решался, поэтому профильные КБ продолжали работать над проектами – кто как мог, на свой страх и риск.
самолет Су-15 фото
Проектирование Су-15 велось под видом модификации перехватчиков Су-11. На самом деле это была совершенно другая машина. Сухой отказался от отработанной на Су-9/11 схемы с одним двигателем и установил два Р-11Ф-300, опробованных МиГ-21ПФ.
По бокам фюзеляжа размещались воздухозаборники прямоугольного сечения; освободившееся в носовой части место отводилось под РЛС. Первый полет был совершен 30.05.1962 года. Госипытания, завершившиеся к концу 1963 г., подтвердили, что самолет в основном удался.
Через год с небольшим «пятнадцатый» окончательно «вышел из тени» и получил право на официальное существование в качестве комплекса перехвата. В 1967 г. Су-15 появились в войсках, однако доводка и совершенствование продолжались. Много проблем доставила конструкторам отработка БРЭО и вооружения. И все же самолет пришелся по душе строевым летчикам.
самолет Су-15 фото
Усовершенствованная система автоматического управления САУ-58, ставшая для суховцев первым реальным опытом такой работы, обеспечивала полную автоматизацию перехвата воздушных целей. Дублирование основных самолетных систем и внедрение автоматического захода на посадку повышало безопасность полета. Возможности силовой установки позволяли продолжать полет на одном двигателе.
Типовыми целями для перехватчика считались бомбардировщики и крылатые ракеты, находившиеся в то время у «предполагаемого противника». На деле нарушителями чаще всего оказывались легкомоторные самолеты или разведывательные аэростаты, для борьбы с которыми сверхзвуковой истребитель по определению не приспособлен. В вооруженных столкновениях Су-15 никогда не участвовали; они несли боевые дежурства, которые зачастую выдавались достаточно сложными и напряженными.
истребитель-перехватчик Су-15 фото
На базе самолета сделано несколько модификаций, в том числе двухместные учебно-тренировочные, а также экспериментальные и опытные варианты. Наиболее успешным считается Су-15ТМ с усиленным комплексом оружия и РЛС «Тайфун-М». Су-15 не поставлялся за рубеж и прослужил в ПВО, а затем ВВС до распада Советского Союза, когда по условиям договора СНВ-1 машины пустили «под нож».
↑ Характеристики Су-15
- длина (с ПВД), м – 21,5;
- размах крыла, м – 10,5;
- высота, м - 5;
- двигатель (количество х тяга, кгс) – Р-13-300 (2 х 6600);
- масса взлетная, кг: максимальная – 17900; нормальная – 17200,
- потолок практический, м – 18000;
- скорость максимальная, км/ч – 2230;
- дистанция взлета/посадки, м – 1050/950;
- экипаж - 1 человек
↑ Интересные факты о Су-15
- На Су-15, вернее, на его первом прототипе Т-58, конструкторы попытались реализовать идею улучшения ВПХ самолета путем использования дополнительных подъемных двигателей. Сначала стендовые испытания, а позже результаты летной программы показали снижение взлетно-посадочных скоростей на 100 км/ч; расстояния разбега и пробега сокращались вдвое. Однако недостатков оказалось более чем достаточно для сворачивания темы – значительные повреждения конструкции от газовой струи и невозможность подвески под фюзеляж полезной нагрузки.
- В период обострения американо-советских отношений перед подразделениями тактической авиации СССР остро стал вопрос о возможности базирования на запасных грунтовых аэродромах с целью рассредоточения. Для Су-15 ОКБ Сухого предложило устанавливать на шасси съемные лыжи. Дальше пробных полетов дело не пошло – РЛС и ракеты не выдерживали сильного загрязнения, а также высоких ударных и вибрационных нагрузок.
- В 1981 г. капитан В.А. Куляпин на Су-15 вынужден был таранить очередного нарушителя. На этот раз им оказался транспортник CL-44. Приказам приземлиться «случайный гость» не подчинялся, более того, реагировал агрессивно. Поскольку инцидент произошел вблизи границы, летчик не решился использовать ракеты и нанес килем удар снизу по стабилизатору противника, после чего вынуждено катапультировался.
- Строгий, красивый в воздухе и на земле, самолет являлся несомненной удачей ОКБ П.О. Сухого. Су-15 не только три десятилетия достойно охранял кордоны страны, но и стал базой для испытаний новых систем и оборудования. Многие наработки были использованы конструкторами в дальнейшем при создании ударного тактического бомбардировщика Су-24.