Су-17 – истребитель-бомбардировщик, один из первых самолетов с крылом изменяемой стреловидности. «Семнадцатый» стал логическим развитием и достойным продолжателем семейства советских боевых машин марки «Сухой».
↑ История создания Су-17
Когда полет с преодолением сверхзвукового барьера перестал казаться диковинкой, перед авиаконструкторами встал вопрос, как, сохраняя высокую полетную скорость, ставшую нормой для военной маневренной авиации, добиться приемлемых характеристик на взлетно-посадочных режимах.
Взяв за базу легендарный Су-7Б, П. О. Сухой решил не рисковать и изменил только крыло, придав ему изменяемую стреловидность. Чтобы максимально упростить и удешевить переход к выпуску нового изделия, разработчики сделали подвижной только ту часть крыла, которая располагалась за основными стойками шасси.
К проектированию самолета приступили в 1963 г. По прошествии трех лет состоялся первый полет, а в 1967 г. после показа новинки на воздушном параде в Домодедово было решено развернуть серийное производство в Комсомольске-на-Амуре, там же, где выпускали Су-7.
С 1969 по 1991 гг. общий «тираж» составил более двух тысяч Су-17. Немало машин отправили за рубеж под обозначением Су-20 и Су-22. Успешному экспортному продвижению способствовала доступная стоимость – около 2 млн. $.
Двигаясь от варианта к варианту, конструкторы совершенствовали бортовое оборудование и вооружение, делая акцент на ударных качествах. Начало карьеры Су-17/-20/-22 пришлось на середину семидесятых. Они принимали участие в военных конфликтах на Ближнем Востоке и Чечне.
«Семнадцатый» оказался единственным самолетом, прошедшим Афганскую войну от первого до последнего дня. В 1998 г. Су-17 сняли с вооружения российских ВВС, но наиболее поздние модификации продолжают службу в Польше, а также ряде стран Африки и Азии.
↑ Характеристики Су-17М4
- Длина с ПВД, м – 19,026;
- высота, м – 4,889;
- размах при стреловидности 30°/63°, м – 13,68/10,03;
- масса, кг: макс. взлетная – 19700, макс. посадочная – 14800, пустого – 10670, боевой нагрузки – 4070;
- потолок практический (остаток топлива 20%), м – 14000;
- дальность практическая (Н>10 км, Vкрейс. = 530…550 км/ч), км – 1650;
- потолок практический (остаток топлива 20%), м – 14000;
- макс. скорость, на высоте 200/12000 м, км/ч – 1350/1860.
↑ Интересные факты о Су-17
- На Су-17 впервые было внедрено автоматическое управление при бомбометании с кабрирования: командная система обеспечивала выполнение полупетли Нестерова с переворотом на 180° в верхней ее точке. Это резко повышало точность, поскольку вручную летчик не мог удерживать самолет в строго вертикальной плоскости, и бомбы падали с большими боковыми отклонениями.
- В 1982–83 гг. интенсивность использования Су-17 в ДРА достигла апогея. При рекомендованной ежедневной частоте, составлявшей 4–5 вылетов, летчикам зачастую приходилось подниматься в небо до 9 раз в день. Вынужденно сокращалось время наземного обслуживания. Пока пилот забегал в столовую, самолет заправляли, перезаряжали фотоаппаратуру, кассеты ложных целей и даже успевали поменять стершиеся пневматики колес.
- В 1990-х годах самолетная раскраска с элементами живописи стала очень модной в ВВС России. Одними из наиболее ярких звезд авиационного подиума оказались Су-17М4 двадцатого гвардейского АПИБ: красные акульи пасти с белозубым оскалом, на киле эмблемы эскадрилий – летучая мышь, белый медведь, орел. На многих машинах рисунок дополняли значок «Гвардия» и герб Российской империи.
- Су-17 оказался на редкость удачным самолетом: выносливым в эксплуатации, простым в производстве. Конструкторы ОКБ им. Сухого рассчитывали продолжить разработку новых модификаций, включая варианты с неподвижным крылом. Но эпоха Су-17 завершилась: на смену истребителям-бомбардировщикам с одним двигателем пришли многофункциональные машины четвертого поколения.