Самолёт ТУ-160 относится к таким видам вооружения, обладание которыми само по себе делает страну великой державой. Шутка ли сказать, летательный аппарат размерами с небольшой школьный стадион даёт в воздухе фору многим истребителям. А вооружения, хранящегося в его бомболюках достаточно для уничтожения маленькой страны.
↑ История создания самолёта ТУ-160
История создания самолета не совсем обычна. Начало проектированию стратегического бомбардировщика было положено в 1967 году. Военные, как обычно, хотели от создаваемой машины многого.
Требование «всережимности» полета означало, что преодолевать системы ПВО противника создаваемый самолёт должен был «уметь» как на больших высотах на сверхзвуке, так и на малых высотах на дозвуковых скоростях. Так крейсерская скорость на высотах около 20 км над уровнем моря изначально планировалась не менее 3 тысяч км/час (скорость звука в воздухе составляет чуть менее 2 тысяч км/ч).
Дальность полёта должна была составлять порядка 12 тысяч км при полёте на сверхзвуке и 16 тысяч при полёте на малых высотах при дозвуковых скоростях. Для гарантированного достижения результата в создании бомбардировщика-ракетоносца, было решено внести элемент соревновательности, и задание на проектирование было дано сразу двум конструкторским бюро: КБ Сухого и КБ Мясищева.
Суховцы при создании образца использовали потенциал одной из своих опытных машин Т-4, в КБ Мясищева за образец брался американский дальний бомбардировщик Б-1 легендарный «Лансер». В 1979 году к созданию самолёта было решено привлечь КБ Туполева, уже имевшее на тот момент опыт создания тяжелых сверхзвуковых машин – ТУ-22М, а так же единственного в СССР сверхзвукового пассажирского самолёта ТУ-144.
В конце семидесятых годов туполевцы работали над улучшенной версией ТУ-144, имевшей рабочее название ТУ-244. Естественно, что при создании «стратега» были использованы разработки этих машин. Требование всережимности полёта было решено выполнить при помощи изменяемой стреловидности крыла. Такая компоновочная схема хотя и требовала усложнения и утяжеления конструкции, однако давала ряд преимуществ.
↑ Характеристика ТУ - 160
- Самолёт в меняющимся углом крыла показывал лучшие результаты при полетах на малых скоростях, улучшались также его взлётно-посадочные характеристики. Характеристики ТУ-160 впечатляют:
- Длина 54 метра;
- При полностью сложенных крыльях для полёта на сверхзвуке ширина машины около 36 метров;
- При посадке же, а также при полетах на небольших высотах с малыми скоростями крылья полностью раздвигаются, увеличивая ширину самолёта до 56 метров;
- Экипаж судна 4 человека;
- При максимальной взлётной массе до 275 тонн ТУ-160 может принимать на борт боевую нагрузку до 40 тонн;
- В воздух самолёт поднимают четыре реактивных двигателя с тягой от 14000 кг до 25000 на форсаже каждый;
- Максимальный потолок для ТУ-160 составляет 16 км;
- Скорость самолёта может изменяться в диапазоне от 1030 до 2000 км/ч;
- В «брюхе» бомбардировщика-ракетоносца расположены две пусковые установки барабанного типа для размещения 12 крылатых ракет и 4 ПУ для 24 гиперзвуковых аэробаллистических ракет.
↑ Интересные факты о самолёте ТУ-160
- Если российские летчики за красоту и изящество линий называют самолет «Белым лебедем», то по классификации НАТО его имя звучит БЛЭКДЖЕК, в переводе – дубинка.
- ТУ-160 – самый большой и энерговооруженный военный самолёт с изменяемой геометрией крыла не только в мире, но и в истории авиации.
- Это самый тяжелый боевой самолёт на планете.
- Белый лебедь – настоящий рекордсмен в мире авиации. На этой машине установлено 44 (!) мировых рекорда скорости и высоты полёта.