Самолет Су-24 – уникальный по своим боевым возможностям фронтовой бомбардировщик советско/российского производства. Известен на Западе под кодовым натовским названием «Фехтовальщик».
Еще одно название – «грузовик с бомбами». Назначение – круглосуточное выполнение боевых задач в любых погодных условиях, на больших и малых высотах. Нацелен на нанесение ракетных и бомбовых ударов по целям на земле и воде.
↑ История создания Су-24
Су-24 начал разрабатываться как модификация Су-7Б, поскольку в то время разработки новых самолетов по политическим мотивам были прекращены.
Основными недостатками этого самолета были требования к погодным условиям: самолет летал только днем и в хорошую погоду.
Нужен был всепогодник и круглосуточник. Эта задача и была поставлена перед Конструкторским бюро (КБ) П. О. Сухого.Главным конструктором Су-24 был Е.Фельснер.
Сложность заключалась в первую очередь в разработке бортового радиоэлектронного оборудования, способного видеть ночью и в непогоду.
Однако к тому времени, когда появился макет фактически нового самолета – истребителя-бомбардировщика, более актуальной стала разработка штурмовика, способного выполнять задания круглосуточно.
Учитывая боевые задачи именно штурмовика, необходимо было внести изменения и в систему управления, и в длину разбега – кардинально ее сократить.
Сокращение времени на взлет и посадку в это время – середине 1960-х годов, было мировым трендом в самолетостроении.
Но фактически разрабатывался целый комплекс: самолет, двигатели для него, необходимое вооружение и бортовое оборудование. Хотя за основу был взят Су-15, прошедший государственные испытания, по факту проектировался совершенно новый самолет.
Первый полет на Су-24 датирован 17.01.1970г. Управлял машиной летчик-испытатель В.Ильюшин.
Официально свое обозначение Су-24 получил в 1970г. Хотя серийно самолет стали выпускать с 1972 г. (на Новосибирском заводе), а с 1973 г. началась его поставка в ВВС, публично его показали лишь в 1989г.
Су-24 предназначался в основном для базирования в Европе. Самолет имеет славу самого «трудного» проекта КБ Сухого – уже в испытаниях был потерян десяток самолетов.
Освоение его летчиками также поначалу имело трудности. Но постепенно, с усовершенствованием и повышением надежности бортовых систем, эти трудности были преодолены.
В 1991 г. всего в СССР насчитывалось около 900 машин Су-24. После распада Советского Союза самолеты остались в местах дислоцирования.
↑ Лётные и технические характеристики Су-24
- Управляет самолетом 2 человека.
- Длина Су 24 составляет 24 с половиной метра, высота более 6 м.
- Размах крыла при угле в 16° – более 17 м, при 69° – более 10 м.
- Скорости имеют следующие значения в зависимости от высоты полета:
- на 200-х м – 1400 км/ч,
- на большой высоте – 1700 км/ч.
- Радиус боевых действий – 560 км с боевой нагрузкой (на высоте 200 м).
- Практический потолок полета – 11 с половиной км.
- Вес самолета – 22300 и 23700 кг (со снаряжением).
- Длина разбега – 1150–1250 м, пробега – 950–1000 м.
↑ Интересные факты о Су-24
- После распада СССР начался раздел имущества, в т. ч. военного. Летчики, как и другие военные, должны были попрощаться со своими знаменами и принять решение о дальнейшей службе. Многие из тех, что служили на Украине, решили возвращаться в Россию. Случай выпал и экипажам девяти Су-24, поднявшимся в воздух. Шесть из них решили перелететь в Россию и сесть на аэродроме в Шаталово Смоленской обл. Туда же было доставлено боевое знамя бомбардировочного авиаполка.