Самолёт Ан-124 «Руслан» – одна из славных страниц в развитии самолетостроения в СССР. Этот гигант был предназначен для перевозки военных и гражданских грузов. Проектировался и строился В. И. Толмачёвым под руководством О. К. Антонова в его конструкторском бюро.
↑ История создания самолета Ан-124 «Руслан»
Подобно многим другим советским самолетам, созданным в конкуренции с американскими, этот должен был превзойти Гэлэкси. Что и было достигнуто.
На самом высоком уровне принимались решения о проектировании нового, более совершенного, чем предыдущий Антей, самолета. С лета 1966 г. механический завод в г. Киеве (впоследствии конструкторское бюро им. О. К. Антонова) развернул проектно-конструкторские работы.
Было решено использовать все, что можно было из самолета Ан-22 Антей. В начале 1972 г. началась непосредственная разработка нового самолета. Но для того чтобы превзойти все отечественные аналоги необходимы были абсолютно новые подходы.
Многое в реализации этого проекта начиналось со слов «впервые в Советском Союзе». Комплексно-целевая программа предполагала улучшение сразу по многим аэродинамическим, прочностным, ресурсным, функциональным показателям.
Над этим работали специалисты многих отраслей на 500 предприятий, ученые в профильных институтах. Впервые применено суперкритическое крыло. Впервые в Советском Союзе контроль за двигателями, обледенением, электро-, воздухо-, гидроснабжением, шасси самолета, весом и центровкой на земле и в небе, взяла на себя бортовая автоматизированная система контроля.
Она же отслеживала соответствие действий экипажа регламентирующим предписаниям. В 1982 г. наконец-то самолет взмыл в воздух в свой первый пробный полет, а уже через пять лет на нем полетели военные летчики.
↑ Лётные и технические характеристики Ан-124 «Руслан»
Двигатель – турбовентиляторный. Самолет может поднять груз до 120 т. Размеры самолета впечатляют: длина – около 70 м, высота – больше двух, размах крыла – больше 73 м. Грузы помещают в кабине размерами: 36,5 х 6,4 х 4,4 м.
Скорость, которую максимально может развить самолет – 865 км/ч. Расчетная дальность полета со 120-ю тоннами – почти на 5 тысяч км. При уменьшении груза на треть – дальность также на треть увеличивается.
Высота, на которую может подняться – свыше 11,5 км. Работу самолета обеспечивает экипаж из 8 специалистов. Пассажиров на борту может быть 28, из них 7 человек для смены экипажа и 21 – для обслуживания груза.
Во внутренние баки можно вместить более 200 тысяч кг топлива. Ресурс часов в полете – около 50 тысяч, количество полетов – 10 тысяч; срок эксплуатации – 45 лет.
Успешность «Руслана» определяется также двумя люками для погрузки со сквозным проездом для техники и специальными шасси с уменьшенной нагрузкой на покрытие аэродрома. Стоимость каждого борта – от 70 до одной сотни миллионов долларов.
↑ Интересные факты из жизни Ан-124 «Руслан»
На его борту были перевезены:
- самосвал весом в 152 т (за два рейса);
- гидротурбинные шестиметровые колеса весом по 80 т (за два рейса);
- золотой груз весом 52 т и стоимостью более двухсот миллионов фунтов стерлингов;
- локомотив весом в 109 т;
- огромных размеров насосы для ликвидации аварии на Фукусиме весом по 86 т и многие другие.
- Услугами Руслана воспользовались Майкл Джексон, Пол Маккартни, создатели «Звездных войн».
- Самолет до сих пор не превзойден по грузоподъемности и дальности перевозок.
- Самолеты «Руслан» производились до 2004 года. Поскольку срок эксплуатируемых машин заканчивается через десяток лет, возможно возобновление производства этого транспортного богатыря.