Ан-12 – транспортный самолет для решения тактических, гуманитарных и миротворческих задач, спроектированный в ОКБ О.К. Антонова.
Благодаря своей исключительной надежности, простоте в управлении, неприхотливости в обслуживании он стал самым массовым воздушным судном ВТА в СССР, а затем и странах СНГ.
↑ История создания Ан-12
В 1955 г. Н.С. Хрущев посетил ОКБ и высказал О.К. Антонову пожелание о создании четырехдвигательного пассажирского самолета. Олег Константинович внес встречное предложение – параллельно проектировать транспортный вариант машины.
В основу общей компоновки изначально был заложен приоритет военных целей – в разгаре была холодная война. Самолет предназначался для перевозки грузов, боевой и инженерной техники до 20000 кг, транспортировки до 90 человек личного состава, воздушного десантирования до 60 парашютистов.
Конструкторы поместили в хвостовой части фюзеляжа рампу и грузовой люк, чтобы максимально облегчить процесс погрузки-разгрузки. В боевых условиях от этого напрямую зависела жизнь не только экипажа, но и наземного персонала.
Транспортная кабина оснащалась специальным бортовым комплексом оборудования и устройств, посредством которого выполнялись десантирование, перевозка и перемещение габаритных грузов. Первый полет новой машины состоялся спустя чуть более двух лет, в конце 1957 г.
За годы своей эксплуатации «двенадцатые» были задействованы во многих вооруженных конфликтах в Азии, Африке, Европе и только к 1966 г. стали использоваться гражданскими грузоперевозчиками.
С появлением Ан-12 транспортная авиация и военно-десантные силы советского государства превратились в мощный инструмент мобильного реагирования на любые события, будь это оперативная помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, техногенных авариях или поддержка дружественных политических режимов.
Самолет выпускался более чем в 30 модификациях, имевших по сравнению с базовым вариантом увеличенную грузоподъемность, дополнительные топливные баки, ряд модернизированных бортовых систем и целевое оборудование. За 15 лет серийного изготовления экспортные поставки производились в 14 стран мира, а общее число машин составило 1263.
↑ Характеристики Ан-12
- двигатель, тип – АИ-20, турбовинтовой;
- экипаж – 6 чел.;
- длина – 33,109 м;
- размах крыла – 38,015 м;
- высота – 11,440 м;
- взлетная масса, максимальная – 61000 кг;
- масса платной нагрузки, максимальная – 17000 кг;
- крейсерская скорость – 680 км/ч; практическая дальность – 5700 км.
↑ Интересные факты об Ан-12
- За разработку и создание этого самолета О.К. Антонов получил звание Генерального конструктора.
- Первая международная грузовая авиалиния СССР обслуживалась транспортными Ан-12.
- Машина печально известна как «Черный тюльпан», поскольку использовалась во время афганского военного конфликта для вывоза погибших.
- В 1993 г. киностудия им. Довженко выпустила на экраны кинофильм «Бравые парни» с натурными съемками на Ан-12. По сюжету в состав экипажа входили Г. Вицин, П. Глебов, Е. Моргунов, С. Мишулин.
- В КНР самолет серийно выпускался по лицензии и назывался Y-8. С 2012 г. его современный модифицированный вариант Y-9 состоит на вооружении ВВС Китая.
Самолет Ан-12 без преувеличения можно отнести к наиболее успешным проектам КБ Антонова. Созданный в соответствии с требованиями своего времени, он оставался востребованным на протяжении многих лет, а отдельные старожилы продолжают летать и сейчас.