Су-25 ( неофициально «Грач») – штурмовик, ставший за 35 лет боевой эксплуатации одним из самих активных участников военных конфликтов на различных континентах. Самолет находится на вооружении более чем двадцати стран, в том числе России, Беларуси, Казахстана и ряда государств африканского континента.
↑ История создания Су-25
Мысль о необходимости разработки штурмовика для непосредственной поддержки огнем с воздуха сухопутных войск возникла в конце шестидесятых годов, когда увлечение авиационными носителями ядерного оружия в кругу власть предержащих стало сходить на нет.
Сама идея была не нова – еще помнились победы легендарного Ил-2, «летающего танка» Великой Отечественной. Военные специалисты никогда не отрицали того, что общевойсковые бои, несмотря на появление нового типа средств массового поражения, не потеряли своего значения, а в локальных столкновениях остались основным фактором, определяющим победителя.
При проектировании Су-25 инженеры намеренно отказались от концепции многоцелевого самолета. Такое решение позволило «заточить» новую машину исключительно под выполнение штурмовых задач при активном противодействии ПВО противной стороны.
Максимальное внимание уделялось обеспечению защиты конструкции и пилота, а также увеличению массы и разнообразию типов боевой нагрузки. Самолет получился простым в управлении, надежным, неприхотливым в обслуживании и мог эксплуатироваться даже на слабо подготовленных грунтовых ВПП.
Отличные взлетно-посадочные характеристики, во многом обусловленные удачным выбором двигателя (сначала Р-95Ш, а затем Р-195) для силовой установки, обеспечили возможность работы с горных аэродромов при резких перепадах температур, а высокая маневренность и тяговооруженность позволяли выполнять полеты в узких ущельях.
Серийное производство штурмовика, начавшееся в 1981 г., было развернуто в Тбилиси и Улан-Удэ. Всего изготовлено более 1320 самолетов в различных модификациях, в том числе учебно-боевой и учебно-тренировочной для летчиков ВМФ (небольшой партией).
↑ Характеристики Су-25
- длина, м: с ПВД – 15,36, без ПВД – 14,16;
- размах крыла, м – 14,36;
- масса взлетная, кг: нормальная – 14530, максимальная – 17530;
- масса боевой нагрузки, кг: нормальная – 1340, максимальная – 4340;
- скорость максимальная у земли при нормальной боевой нагрузке, км/ч – 950;
- число Маха максимальное – 0,82;
- дальность практическая у земли при нормальной боевой нагрузке, км – 510;
- высота эффективного применения, км – 5;
- эксплуатационная перегрузка максимальная – 6,5.
↑ Интересные факты о Су-25
- За десять лет афганского конфликта общие потери Су-25 составили всего 23 самолета. Советские летчики отмечали потрясающую живучесть «Грачей». Непревзойденным «рекордом» стала посадка борта со 165 пробоинами.
- В 2003 г. «двадцать пятые» были сняты с вооружения ВВС Ирака. Однако спустя 11 лет, в 2014 г., правительство страны вернуло в строй эти штурмовики, закупив в РФ и Иране «Сухие» для борьбы с боевиками ИГИЛ. Несмотря на солидный возраст, точка в военной карьере Су-25 еще не поставлена.
- Предполагается, что в России модернизированные машины останутся в строю как минимум до 2020 г. Такая перспектива очередной раз подтверждает конструкторский талант специалистов КБ «Сухой», создавших самолет, остающийся современным и незаменимым спустя десятилетия.