Ан-140 – турбовинтовой самолет для ближнемагистральных, в том числе международных, перевозок до 52 пассажиров.
Предполагаемый спрос на авиатехнику подобного класса составлял только для стран СНГ по меньшей мере 200 единиц. Однако, испытав бурный старт в начале 90-х, программа оказалась закрытой отнюдь не по вине машины.
↑ История создания Ан-140
В последнее десятилетие 20-го века выделившиеся из бывшего СССР самостоятельные государства ощутили настоятельную потребность в недорогом «народном» самолете для замены уходящего в прошлое Ан-24.
Летом 1993 г. АНТК «Антонов» (Украина) объявил о начале разработки нового регионального пассажирского судна, ориентированного на сохранение преемственности эксплуатации и обслуживания. Головным производителем был избран авиазавод в Харькове.
Хотя Россию и Украину к этому моменту формально разделяла граница, РФ позиционировалась не только, как потенциальный «пользователь» готового продукта. Уже на этапе проектирования роль главных поставщиков ПКИ отводилась российским компаниям, а в 1997 г. самарский «Авиакор» также приступил к освоению серийной сборки «Ана».
Ан-140 фото
Ан-140 развивался стремительно. Будучи еще в чертежах, самолет выиграл тендер в Иране, где с 1995 г. начались работы по запуску лицензионного IrAn-140 на предприятии HESA. Подъем первой серийной машины состоялся 11 октября 1999 г. в Харькове. В апреле 2000 г. «стосороковка» получила сертификат типа и с марта 2002 г. стала выполнять регулярные пассажирские перевозки.
В 2004 г. появился модифицированный Ан-140-100 с возросшей дальностью и высотой полета. Российский «первенец» взлетел в августе 2005 г. По мнению экспертов самолет отвечал всем основным предъявленным требованиям. Была реализована возможность автономного использования в любое время суток, со слабо подготовленных аэродромов, в тяжелых климатических условиях при перепаде температур от +45 до -55. Некоторые показатели требовали доработки, но машина определенно удалась и могла совершенствоваться дальше.
Интерес к ней проявили российские военные, а в Иране IrAn-140 поступил «на службу» в полицию. В ближайших планах разработчиков стояло создание грузового рампового варианта. Однако судьба самолета сложилась более чем печально. Вряд ли стоит винить в этом только катастрофы, подорвавшие имидж «сто сороковой».
самолет Ан 140 фото
Для развития любого долгосрочного проекта в настоящее время необходима либо государственная поддержка, либо надежные инвестиции из других источников, во многом обусловленные политической и экономической стабильностью.
↑ Характеристики Ан-140-100
- Двигатель – ТВ3-117ВМ-СБМ1;
- Длина, м – 22,605;
- Размах, м – 25,505;
- Высота, м – 8,232;
- Объем транспортной кабины, м3 – 95;
- Масса максимальная, кг: взлетная – 21500, посадочная – 21000, платная – 6000, топлива (ПЃ=0,775 г/см3) – 4440;
- Скорость максимальная, км/ч – 537;
- Дальность, км: перегоночная – 3680, с полной пассажирозагрузкой – 2340, дистанция взлета/посадки, м – 880/530;
- Экипаж – 2 пилота+1 бортпроводник.
↑ Интересные факты об Ан-140
- Открытие в 2002 г. рейса Харьков-Батуми-Харьков на Ан-140 не обошлось без курьеза. На обратном пути некоторым пассажирам пришлось стоять в проходе – в салоне не хватило мест. Грузинская сторона продала все 52 билета, забыв о харьковской делегации, которая присутствовала на торжественном событии и должна была возвращаться домой этим же самолетом.
- Осенью 2002 г. на Ан-140 возродили традиции сверхдальних перелетов. Преодолев 20635 км за 54 ч полетного времени по маршруту Харьков – Киш (ИРИ) – Джухай (КНР) – Харьков, самолет установил своего рода рекорд для авиатранспорта подобного типа.
- В июне 2005 г. Ан-140 оказался единственным воздушным судном из СНГ, прилетевшим на выставку в Ле Бурже. Пребывание на французской территории было сопряжено с реальной угрозой ареста (два «Руслана» уже «приземлили» в аэропортах Канады и Голландии по иску киприотов к Украине). Визит рассчитывался по минутам – только на время торжественного открытия и посещения официальными лицами. Риск себя оправдал, даже с лихвой – получилось, что «Ан» открыл летную программу престижного салона.
- Имея все предпосылки стать по-настоящему массовым самолетом, Ан-140 не пришелся «ко двору» ни в своем отечестве, ни в России. Очередной раз политические амбиции победили деловое сотрудничество. А тем временем проблема обновления авиатехники на региональных авиалиниях собственными силами остается нерешенной, и огромная доля пассажироперевозок отдается на откуп импортному «секонд-хенду».