МиГ-23 – первый в СССР многоцелевой истребитель с изменяемой стреловидностью крыла. В отличие от других машин, «двадцать третий» создавался практически с нуля и имел множество фундаментальных новшеств.
↑ История создания МиГ-23
Необходимость в современном самолете возникла после приема на вооружение западными странами F-4 Phantom II и появления F-111 Aardvark.
Располагая в основном рекламными материалами, военные заказчики по многим параметрам переоценивали «иностранцев», требуя от отечественных конструкторов собрать в одну машину все лучшее из зарубежных прототипов.
Первые шаги по разработке принципиально нового истребителя были предприняты в 1961 г. Тогда микояновцы пытались использовать в качестве базового МиГ-21, но убедившись, что схема с треугольным крылом не позволяла решить поставленные задачи, приступили в 1964 г. к созданию боевого самолета с изменяемой геометрией крыла.
Механизм изменения стреловидности опробовали уже во втором полете, состоявшемся 12 июня 1967 г. Крыло фиксировалось в трех положениях.
Минимальный угол 18° использовался на режимах взлета и посадки, крейсерского полета и барражирования; 45° – в ходе маневренного воздушного боя; 74° – для полета на максимальной скорости.
В июле на воздушном параде в Домодедово публике был показан новый «МиГ» – еще сырой, но «да убоятся тебя враги твои». Последовал долгий путь поэтапных доработок, результатом которого разработчики могли гордиться – удалось создать хорошую боевую машину.
В 70–80 гг. МиГ-23, наряду с МиГ-25, являлся основным истребителем в Советском Союзе, а также считался одним из лучших фронтовых самолетов мира. Как и другие микояновские изделия, МиГ-23 активно поставлялся за рубеж.
Ему пришлось воевать в небе Азии и Африки. В руках умелого летчика он мог противостоять любому истребителю того времени. Так, во время вторжения Израиля в Ливию (1982) «двадцать третий» впервые столкнулся с F-15 и F-16 – «орлами» четвертого поколения.
Высокие скорости и отличные разгонные характеристики позволяли «МиГам» не только уходить от преследования, но успешно атаковать и даже сбивать противника.
↑ Характеристики МиГ-23МЛД
- длина с ПВД, м – 17,1;
- размах макс./мин., м – 13,97/7,78;
- высота, м – 4,82;
- масса, кг: пустого – 10550, взлетная (с УР «воздух-воздух») – 15600, макс. взлетная – 18340;
- скорость макс., км/ч: взлетная/посадочная – 300/240, у земли/на высоте – 1400/2500;
- потолок практический, м – 18600;
- дальность практическая без ПТБ/с ПТБ, км – 1650/2360;
- скороподъемность макс., м/с – 215;
- перегрузка эксплуатационная при М<0,85/М>0,85 – 8,5/7,5.
↑ Интересные факты о МиГ-23
- Одним из «ноу-хау», опробованном на МиГ-23, стало применение «ломающейся» ручки управления. В основании рукоятки размещался карданный шарнир, обеспечивающий возможность «перелома» ручки в продольном и поперечном направлении. Срабатывавшие при этом микропереключатели отключали систему автоматического управления, и летчик переходил в «ручной режим».
- Уникальные летные данные «двадцать третьего» совершенно неожиданно подтвердились незапланированным полетом в качестве БПЛА. Из-за непредвиденной ситуации в ходе выполнения тренировочного задания, проходившего над Польшей, пилот принял решение катапультироваться. Самолет самостоятельно продолжил полет на высоте 10 км, который завершился падением через полтора часа в Бельгии, на расстоянии почти 900 км от места взлета.
- Знаменитый летчик Иван Пстыго, будучи уже «человеком в лампасах», не изменял своему личному правилу – летать на новых самолетах. Он принимал непосредственное участие в доводке МиГ-23 наравне со штатными испытателями – поступок, свидетельствовавший о вере в машину и ее создателей.
- МиГ-23 был сложным, но отнюдь не плохим детищем КБ Микояна, каковым пытаются его иногда представить. Как любая техническая новинка, он имел свои «минусы», однако модификации МЛ/МЛД заслуженно признаны надежными и неприхотливыми бойцами, а ударные версии открыли дорогу очередной восходящей «звезде» советской военной авиации – МиГ-27.