Быть писателем – фантастом, это, в какой-то степени, то же самое, что и быть Богом, ибо творить целый мир, который живет по своим собственным законам, подвластно лишь тем дерзновенным смертным, что решили уподобиться своему Создателю. Родные браться – Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие, вне всяких сомнений, ярчайшие звезды в целой плеяде талантливейших авторов, работающих в таком непростом литературном жанре, как научная фантастика. Они на протяжении десятилетий оставались самыми читаемыми писателями-фантастами в СССР и самыми известными советскими писателями-фантастами за рубежом.
↑ Аркадий Стругацкий
Будущий писатель появился на свет в Батуми 28 августа (1928), но впоследствии жил в Ленинграде. Его отец был искусствоведом, мать же работала учительницей. Когда началась Великая Отечественная война, аркадий трудился на строительстве укреплений, после – в мастерской по изготовлению гранат. В 1942 году его и отца эвакуировали из блокадного Ленинграда. Их поезд разбомбили и Аркадий оказался единственным, кто выжил из всего вагона. Отца пришлось похоронить в Вологде, а сам он оказался в Оренбурге (тогда Чкалове). В эвакуации он работал на пункте приема молока и оттуда же, из Оренбурга, был призван на службу в армию. Учился он в артучилище города Актюбинска и уже перед самым выпуском, в 1943 году его откомандировали в Военный институт иностранных языков города Москвы. Аркадий закончил его в 1949 году, получив специальность переводчика с японского и английского языков. По специальности военного переводчика он долгое время работал на Дальнем Востоке, пока, в 1955-ом не демобилизовался. На гражданке Аркадий Стругацкий трудился в «Реферативном журнале», а потом – редактором в Госполитиздате и Детгизе. Писателя не стало двенадцатого октября 1990 года.
↑ Борис Стругацкий
Младший брат Аркадия Стругацкого родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. В этот же город он возвратился и после эвакуации, поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и окончил его с дипломом астронома. После окончания ВУЗа работал в Пулковской обсерватории. С 1960-го года стал профессиональным писателем, но работал, в основном, в соавторстве с братом Аркадием. Был популярен как переводчик американской научной фантастики – и тоже в творческом тандеме с братом (как переводчики Стругацкие работали под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Вместе с режиссером К. Лопушанским стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за работу над сценарием к фильму «Письма мертвого человека» в 1986 году. Борис Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге.
↑ Творчество
Первые попытки писать прозу у обоих братьев были еще в ранней юности. К примеру, Аркадий Стругацкий свою первую повесть написал еще до начала войны, но рукопись была утеряна во время блокады («Находка майора Ковалева»). Борис же начал писать лишь с конца 50-х годов. Первой совместной работой авторов был рассказ «Извне», который в 1958 году был опубликован в журнале «Техника – молодежи». Позже этот рассказ был переработан в повесть с тем же названием. Уже в следующем, 1959-ом году увидела свет первая книга братьев Стругацких – «Страна багровых туч». За ней следуют продолжения этой повести, связанные общими героями. В 1960-ом – «Путь на Альматею», в 1962-ом – «Стажеры». Эти повести, а также первый сборник рассказов братьев – «Шесть спичек» - послужили началом многотомного цикла произведений о том мире, в котором автором хотелось бы жить самим, о мире будущего – Мире Полудня.
Первые романы авторов вполне соответствовали требованиям идеологии советского государства. «Полдень XXII века» - книга, написанная в 1962 году, даже стала программной. Книга повествовала о блестящих перспективах человечества: покорение космоса, блестящие умы правят миром, все люди являются невероятно творческими созидателями жизни. Однако самой главной темой для всех последующих книг советских фантастов – стала тема нравственного выбора человека – и в отличие от «Полдня…» в произведениях Стругацких стали мелькать тревожные ноты. «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1965), «Хищные вещи века» (1965) – во всех этих книгах нравственный выбор героев далеко не так прост, ибо, как правило, выбор делается не между добром и злом, и между злом и очень большим злом. Стругацкие были чуть ли не первыми советскими писателями-фантастами, которые наделили своих героев чувствами, они первыми начали прогнозировать будущее. Аркадия и Бориса Стругацких по праву можно считать настоящими королями фантастического жанра.