Любить свою Родину — значит знать её
» Поэты » Пейзажная лирика Фета

Пейзажная лирика Фета


Пейзажная лирика Фета

 

1.Введение. А. Фет на протяжении всей своей жизни отстаивал теорию "чистого искусства". Отстранившись таким образом от философских и гражданских тем, поэт работал исключительно в жанрах любовной и пейзажной лирики.

В изображении природы он достиг небывалых высот в поэзии, но при этом подвергался резкому осуждению со стороны критиков. Фета обвиняли в полном отсутствии гражданской позиции, а его восхитительные стихи называли "пустяками".

 

2.Особенности. Главной отличительной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление выразить мимолетные впечатления, возникающие при созерцании природных явлений. Это создает ощущение невероятной легкости и воздушности.

В произведениях поэта очень часто встречаются эпитеты: "воздушный", "крылатый". Ярко выражена тенденция отрыва от реального мира и "воспарение" в область чистой эстетики. Природу Фет считал воплощением вечной и неизменной красоты, существующей независимо от человека.

Задача поэта - почувствовать эту красоту и выразить ее в своем творчестве. Фет сам заявлял, что поэзия - это "ложь", потому что чистый лирик закрывает глаза на все недостатки окружающего мира. Поэт был уверен, что задача поэзии - изобразить не предмет, а его "односторонний идеал".

Благодаря такому узкому взгляду пейзажная лирика Фета приобретала особое обаяние и эстетическую прелесть. Фет стремился изображать природу с помощью слияния основных чувств: зрения, слуха и обоняния. Для него характерна живая игра оттенков и полутонов.

Особый прием поэта состоял в использовании отражений пейзажа в реках и заливах. Описываемый предмет оставался неподвижен, но его "двойник" "колебался", "дрожал" и "трепетал", что создавало ощущение динамики. Свою поэзию Фет однажды назвал "благовонной".

Природа в его произведениях насыщена всевозможными ароматами - запахами трав и цветов. Различные звуки играют огромную роль во всей пейзажной лирике Фета. Это слияние приводит к появлению особого "шестого" чувства, присущего настоящему поэту. Возникает особое пространство, в котором невозможно отличить предмет от запаха или звука.

Невероятная музыкальность лирики Фета подтверждается тем, что многие его стихотворения стали известными романсами. Еще одной характерной особенностью пейзажной лирики Фета является ее "беспредметность", за что поэта часто критиковали. Самый яркий пример - стихотворение "Шепот, робкое дыханье...", в котором нет ни одного глагола. У Фета очень редко возникает фигура лирического героя, и вообще отсутствует какой-либо субъективный взгляд. Наблюдатель находится в состоянии восторженного созерцания, о его присутствии можно догадаться лишь по косвенным признакам.

 

3.Основные мотивы. Центральным мотивом фетовской пейзажной лирики было изображение особых "пограничных" состояний природы: утренние и вечерние часы, картины весны. Фета привлекали неуловимые изменения в природе, которые он стремился запечатлеть, как бы "фотографируя" их.

В изображении весны и утра Фет придерживался традиционного для поэзии взгляда на них, как времени пробуждения и начала новой жизни. Вечер же обычно связывают с угасанием, печалью и тоской. Для Фета вечернее время означало период достижения особой гармонии. Истомившаяся за день душа обретает покой и заслуженный отдых.

 

4.Стихи. Фету принадлежит огромное количество стихов, написанных в жанре пейзажной лирики. Достаточно перечислить лишь самые известные из них: "Шепот, робкое дыханье...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Заря прощается с землею" и мн. др. Произведения, посвященные природе, составляют в творчестве Фета целые поэтические циклы: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега".

 

5.Итоги. Фет считается одним из ведущих отечественных поэтов-пейзажистов. Такое звание он вполне заслужил не только за свое богатое творческое наследие, но и за особое отношение к природе. Она была для поэта объектом восторженного поклонения. Только любовь, по мнению Фета, способна оспаривать у природы право на безграничное почитание. Спустя столетие гражданская позиция Фета никого не интересует, зато его прекрасные стихотворения обрели бессмертие.





44761 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Тер­ри­то­рия Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства в XVII в. рас­ши­ри­лась за счет при­со­еди­не­ния
    A2
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Анализ стихотворения Шепот робкое дыхание
Анализ стихотворения Шепот робкое дыхание
Анализ стихотворения Шепот робкое дыхание по плану 1. История создания. Стихотворение "Шепот, робкое дыхание" (1850 г.) является одним из самых известных произведений А. А. Фета. В нем ярче всего проявились основные черты таланта поэта. Однако
Анализ стихотворения Вечер Афанасия Фета
Анализ стихотворения Вечер Афанасия Фета
Анализ стихотворения Фета Вечер План 1.История создания 2.Жанр 3.Основная тема 4.Композиция 5.Размер 6.Выразительные средства 7.Основная мысль 1. История создания. Фет вошел в русскую поэзию в качестве блестящего мастера по изображению
Это утро радость эта анализ стихотворения
Это утро радость эта анализ стихотворения
Это утро радость эта анализ стихотворения по плану 1. История создания. Стихотворение "Это утро, радость эта..." (1881 г.) относится к позднему периоду творчества А. А. Фета. Несмотря на почтенный возраст (61 год), поэт по-прежнему сохранял в себе