Первая Мировая война в очередной раз подтвердила не ржавеющую славу русского оружия. 18 августа 1915 года канонерская лодка «Сивуч» совершила беспримерный подвиг, который, к сожалению забыт. А ведь, по своей сути, он мало чем отличается от подвига легендарного «Варяга». Бой, который произошел в Рижском заливе – славная страница истории русского флота, образец храбрости и самопожертвования во благо Родины.
«Сивуч» был построен в Санкт-Петербурге. На воду лодку спустили в конце лета 1908 года. С тех пор корабль входил в состав 2-ой минной дивизии русского флота на Балтике. На борту корабля находились две 120-милиметровые и четыре 75-милиметровые пушки, 40 заградительных мин, и три пулемета. Экипаж же насчитывал 148 человек.
Командовал кораблем «Сивуч» Петр Нилович Черкасов . Черкасов родился в 1882 году в Нижнем Новгороде. Его отец был моряком. Сам Черкасов участвовал в чине мичмана в русско-япоской войне. На ней он получил чин лейтенанта и заслужил несколько наград ордена Святой Анны IV и III степени, орден Святого Владимира IV степени и орден Святого Стианислава II степени. За год до начала Первой Мировой войны Черкасов стал командиром «Сивуча».
Летом 1915 года ситуация на Балтике была сложной. Немцы заняли Виндаву и активно шли к Риге. Флот же развивал атаку на Рижском заливе. Чуть ли не ежедневно на море происходили бои между немецкими и русскими кораблями. «Сивуч» активно участвовал в операциях русского флота. Обстреливал позиции неприятеля на суше, ночью ставил заградительные мины.
Ночь 18 августа обещала быть самой обычной. Корабль тихо шел по воде, расставляя мины на возможном пути противника. Внезапно, сигнальщик, увидел корабль. Это был немецкий «Аугсбург». Этот корабль был одним из лучших в немецком флоте.
Нависла недолгая пауза. «Матросы, к бою»! – молвил Черкасов. Офицер не мог поступить иначе. Да, силы не равны, но мысль об отступлении была крамольной, и ни кому не пришла в голову.
Без десяти восемь, раздался первый залп. Немцы пристреливались. Русские не заставили себя долго ждать и открыли ответный огонь. Артиллерийская дуэль продолжалась около получаса. На «Сивуче» полыхало все что можно. Немецкий корабль тоже получил значимый урон. Русские не собирались сдаваться. Но к немецкому кораблю на помощь спешили два линкора – «Нассау» и «Позен». Огневая мощь 280-милиметровых орудий, стоявших на этих кораблях, обрушилась на канонерку. «Сивуч» пошел ко дну. Утопающий корабль успел выпустить по неприятели несколько залпов. И вдруг все стихло. 148 русских моряков оказались непобежденными, и погрузились в морскую бездну.
Главный вопрос этой истории, почему два мощнейших линкора пришли на помощь «Аугсбургу», который и сам был в состоянии справиться с канонерской лодкой? Дело, в том, что командиру «Аугсбурга» показалось, что он вступил в бой с…русским линкором «Слава». Адмирал Шмидт лично спешил на помощь «Аугсбургу» с двумя линкорами.
Подвиг «Сивуча» сорвал планы немецкого командования по прорыву в Рижский залив. Активность немцев на этом участке упала практически до нуля на целых два года. Капитан Черкасов посмертно был награжден орденом Святого Георгия IV степени и чином капитана первого ранга.