Богомолова Евгения Гавриловна, моя прабабушка по маминой линии – коренная жительница Введенщины. В нашем селе все – от стара до мала - называют её баба Женя. На сегодня она старейшая жительница нашего села, её исполнилось 93 года! (1924г) Хочется, чтобы все знали, что Евгения Гавриловна не только патриот своего села, трудолюбивый и хороший человек, она - ветеран тыла.
Работа была выполнена по воспоминаниям прабабушки Богомоловой Евгении Гавриловны. Использовались фотографии из семейного архива, записи из трудовой книжки и наградных удостоверений.
↑ Деревенское детство
Большую, трудную, но интересную жизнь прожила ветеран тыла Богомолова Евгения Гавриловна. История её жизни – это история маленького сибирского села Введенщина, история великой России. В нашей семье уважают старших, прислушиваются к их советам и с интересом слушают рассказы о давно прошедших годах.
Я знаю, что родилась моя прабабушка 24 декабря 1924 года, в большой крестьянской семье Плотниковых. Уже с самых ранних лет знала крестьянскую работу: огороды полоть, за скотиной ходить. Закончила бабушка четырёхлетнюю школу в родной деревне, надо бы дальше учиться в соседнем селе Баклаши, но не пустили родители. Соседнее село в 10 км, и ходить пешком далеко! А зимой в 50-градусные морозы можно было обморозиться, одежонка была плохонькая, обувка старенькая. Но не это пугало, страшно было то, что дорога проходила через лес! Наотрез отказались родители отправить смышленую девочку продолжать образование! Пришлось девчушке сначала нянчиться с младшими, а потом помогать родителям по хозяйству.
И до войны много работала моя прабабушка, в двенадцать лет пахала на конях, собирала сено на покосе, доила коров. Особенно ей удавался хлеб, и после смерти матери, на её детские плечи легла и эта обязанность – печь хлеб для большой семьи из 7 детей.
↑ Начало войны
А война грянула, и вовсе дни и ночи в работе. Жили прямо в поле, в бараках, чтобы не тратить время и силы на ходьбу. Повариха готовила скудную еду, благо, что овощи были, да привозили из дома молоко и сметану. Спали 3-4 часа в сутки. Руки были все в ссадинах, мозоли - до крови. Но не жаловались, работали дружно.
День, когда война началась, баба Женя до сих пор в мелочах помнит, и говорит об этом со слезами на глазах и дрожью в голосе. «Вся деревня была на покосе, в обеденный перерыв мужчины грабли налаживали, косы отбивали, а девчата с песнями пошли на речку. Приехал на покос бригадир Михаил Николаевич Плотников и глаза прячет: «Мужики, война началась!». Сразу в воздухе повисла тишина, стало слышно, как кузнечики в траве стрекочут. Все сразу засобирались домой. Кто на подводах, кто верхом, а кто и пешком, напрямик через лес, отправились в село. Близко к сердцу приняли они эту печальную весть, которая враз изменила мирную жизнь. Многим уже пришли повестки, предчувствие горя витало в воздухе, где-то плакали женщины, а ребятня, всегда шумная и задиристая, притихла, повзрослела, что ли. Увозили мужчин в Иркутск, в военкомат на подводах, провожали их всем селом до самой околицы».
↑ Военные будни в селе
Вот уж досталось женщинам в годы войны! У многих были маленькие дети, по пять-семь душ на руках. Мужчин в селе не осталось, тракторы, лошадей тоже отправили на фронт. Выходит, что женщины заменили и мужчин, и лошадей, и тракторы.
В конце1942 года ушли на фронт последние мужчины, остались старики, женщины и дети. Подростки весной пахали землю, летом косили сено, а зимой их отправляли на лесозаготовки. Везде довелось работать 17-ти летней Жене Плотниковой. Непосильный труд сдружил девчат, помогали друг дружке во всём. Особенно тяжело было на лесозаготовке. Нужно было за день напилить воз дров, нагрузить полные сани и доставить в село. «Возвращались поздно вечером, не было сил даже раздеться, так и валились на лавку в полушубках и подшитых валенках» - вспоминает баба Женя, - «Но все понимали, что ждать помощи неоткуда. Война!»
↑ Мобилизация
В конце 1942 года, следом за мужчинами, мобилизовали бездетных молодых женщин и отправили на фронт. Среди них была старшая прабабушкина сестра – Варвара. А моей прабабушке, Плотниковой Евгении тогда не хватило всего 2 недели! Вскоре девчат по повестке отправили на кожевенный завод и на швейную фабрику в Иркутск. Рукастая деревенская девушка была приписана на пимокатную фабрику. Здесь катали валенки для солдат. Это очень тяжёлый, изнурительный труд. В цехе жарко и влажно, потому, что кипели постоянно котлы. Одним словом – работа не для слабых.
Молоденькие девчонки падали в обморок, их отпаивали водой и опять работали. Несмотря на головокружение, тошноту и постоянное желание есть, у станков стояли по 16 часов в сутки, питание было плохое, но завод выдавал по 600 пар в сутки. Это современное производство механизировано, а в то страшное для страны время, большинство операций на фабрике выполнялись вручную. Все понимали, что труд их просто необходим, что солдатам там, на войне, во много раз тяжелее. И тыл работал, показывая чудеса выносли¬вости и терпения. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. В холодную зиму наших воинов грела не только любовь к Отчизне, но и валенки, с любовью произведенные в тылу. Даже немцы считали валенки лучшим трофеем и готовы были обменять их на любую ценность, даже на золотые часы.
Русский валенок прошел от Москвы до Бреста и победил немецкий сапог.
Однажды 9 мая бабушка приготовила похлёбку такую, какую готовили тогда – есть её было невозможно! Мы, привыкшие к вкусной пище и сладостям, удивлялись, как после такого обеда можно работать, и вообще, как такое можно есть! Вот рецепт того супа: несколько побегов крапивы, если нет крапивы, можно взять лебеду, мелко порезать, бросить в кипяток, головы солёной селёдки промыть и спустить в отвар крапивы, за счастье считали, если это варево удавалось заправить ложкой отрубей или жмыха, крупы то не было! В городе было голодно, шёл 1943год! Спасало то, что в 30 километрах от Иркутска было родное село - Введенщина. Прабабушка Женя рассказывала, что иногда она за ночь успевала сходить домой, в деревню и обратно, и принести, хоть немного картошки, молока и совсем было здорово, если родители выделяли немного муки или хлеба.
Но особенно меня, поразил рассказ бабы Жени о том, как они хоронили ноги. Да-да, настоящие человеческие ноги! На пимокатной фабрике ведь не только катали новые валенки, а перерабатывали и старые, поношенные, привезённые с фронта. Старые валенки нужно было разрезать, размочить шерсть и снова закатать валенок. Бывало, режут они валенок, а там нога, то в носке, то в портянке, но человеческая нога! Поплачут девчонки над ней, вспомнят своих женихов, отцов и похоронят за фабрикой на пустыре. Ой, я бы, наверное, со страху умерла, а девчонки 18-ти лет мужественно всё это переносили… « Трудящиеся Иркутской области внесли достойный вклад в разгром фашистов на фронте. Не жалея сил трудились они в тылу во имя победы. Государство высоко оценило их заслуги. Сотни иркутян были награждены трудовыми наградами, а 86 179 человек награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Память о боевых и трудовых свершениях наших земляков в годы второй мировой войны никогда не померкнет, она переживет века, прочитала я в реферате по краеведению на тему: «Иркутск во время Великой Отечественной Войны» десятиклассниц Юлии Молчановой и Ксении Тетериной.
В 1947 году Плотникову Евгению наградили медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941-45года»
Только в 1947 году вернулась домой, в колхоз повзрослевшая Евгения. А там разруха, совсем без мужиков обнищало село, даже собаки притихли, не встречали громким заливистым лаем возвращающихся с фронта солдат.
В 25 лет вышла Евгения замуж, стала Богомоловой, родила и четверых детей, и опять работала и работала. В колхозе была телятницей, в школе уборщицей, потом посуду мыла на ферме. Общий стаж – 53 года! Сколько делали, переделали её руки! До сих пор прабабушка любит трудиться, прядёт, вяжет, лучшей огородницы во всём селе не сыскать!
9мая – день Великой Победы –прабабушка считает самым большим праздником
Уже 72 года, как отгремела Великая Отечественная война, но она продолжает жить в нас, в наших воспоминаниях, в судьбах тех, кто был на фронте и кто трудился в тылу. У школы, стоит обелиск погибшим односельчанам, на нём высечено 124 имени. Многих баба Женя знала очень хорошо, вместе росли. Простые были ребята, весёлые и трудолюбивые, родились в селе Введенщина, а могилы их раскиданы от Москвы до Берлина. Плотников Василий Петрович, Мезенцев Георгий Александрович погибли в 1941 году, Плотников Георгий Иванович – в сентябре 1945 года. А всего 64 введенца погибло на фронте, а 60 из этого списка уже никогда не встанут в почётном карауле у памятника в День Победы. Из 124-ти добрая треть - родственники Евгении Гавриловны.
«А мы, женщины, здесь воевали, здесь Победу ковали» - говорит прабабушка. В преддверии 70-ой годовщины Победы прабабушке, Богомоловой Евгении Гавриловне, ветерану тыла, вручили Юбилейную медаль.
В этом году ей исполнилось 93 года, она очень хочет встретить 75-летнюю годовщину Великой Победы и поклониться всем тем, кто не дожил до этой большой даты. А мы, внуки и правнуки, встанем с нею рядом. Мы помним! Мы гордимся!
Литература
1. Великая отечественная война Советского Союза, 1941-1945гг// Краткая история.-3-изд., испр. и доп. - М., 1984; Великая Отечественная война, 1941-1945гг: Энциклопедия. - М.,1985; 2. Великая отечественная война1941-1945гг: Словарь-справочник. 2-е изд., доп. - М.,1988.
3. Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
4. Была война...: стихотворения / Сост.и авт. послесл. В. Акаткин, Л. Таганов; предисл. А. Михайлова; худ. Б. Чупрыгин. — М.: Дет. лит., 1984. — 255 с.: ил.
Электронные ресурсы:
1.https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/issledovatelskaya-rabota-po-teme-v-chyom-sekret-valenok.html
2. isu.ru/ru/science/boards/hist5/fomina.rtf
3. https://irkipedia.ru/content/irkutskaya_oblast_v_1943_godu_v_zerkale_pressy
4. https://www.ogirk.ru/news/2010-05-06/7624.html
Автор: Богомолова Арина, 5 класс
МКОУ ШР «ООШ№11» Шелеховский район,
село Введенщина
Руководитель: Богомолова Татьяна Петровна, учитель начальных классов