Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Моя прабабушка - ребёнок войны

Моя прабабушка - ребёнок войны


День Победы –
Праздник всей страны.
Духовой оркестр играет марши.
День Победы – праздник  седины
Наших прадедов,
Дедов и кто помладше…
У певицы Эдиты Пьехи есть песня «Семейный альбом», в которой есть слова: загляните в семейный альбом. Я неоднократно просматривала семейный альбом своей прабабушки, разговаривала с ней. Я многое поняла. Судьба одного человека кажется незначительной, но именно из таких судеб слагается история. Каждый внёс свой вклад в победу над врагом. И я решила рассказать о своей  прабабушке.


Моя прабабушка  Таюрская (в девичестве Безбородова) Тамара  Васильевна родилась в Жигаловском районе в октябре 1934 года. Была последним ребёнком в семье.  Мама её, Наталья Алексеевна, малограмотная женщина, работала в колхозе. Отец, Василий Афанасьевич, коммунист, активист, инвалид Гражданской войны. У него не было одного глаза и было множество шрамов на теле.  Летом 1941 года родители решили сменить место жительства и переехать в Якутск.


«Маленькая была» - говорит баба Тома - «плохо помню, как добирались, но помню большие лодки-карбаза, которые вмещали человек 10 и мешки».  Приехали и поселились в поселке Жатай, рядом с Якутском.  Родителям дали комнату в бараке. Она была большая, метров 20,  мебели не было. Отец самостоятельно сделал табуретки и стол. Не успели ещё обустроиться, и вот она - война.  Отца сразу призвали на фронт, но только на трудовой, из-за того, что он был инвалидом.  « Не помню, как восприняла это известие,  но помню, что  громко плакали женщины и дети, а в поселке, тем временем, почти не осталось мужчин» - вспоминает баба Тома.


Потом к Наталье Алексеевне приехали 2 сестры с детьми, мужья их тоже ушли на фронт.  И вот, всю войну они все вместе жили в 20-ти метровой комнате: трое взрослых и пятеро детей.  Мамы спали на кроватях, а дети на полу.


В 1942 году Тамара пошла в школу, которая находилась в трёх километрах от дома.  Каждый день ребята по пути заходили друг за другом и большой ватагой шли в школу.  Если из какой-то квартиры раздавались  плач и причитание, все знали -  пришла похоронка, значит туда можно не заходить, сегодня  они в школу не пойдут. «Родители постоянно были на работе, мы их почти не видели» - с грустью говорит прабабушка.


Выдавали карточки на хлеб, если зелёные, то на месяц. Каждый день ребятишки стояли в  большой очереди и вот, наконец, отстояв её, они получали чёрный мокрый хлеб и счастливые несли его домой.  По 200 граммов на человека.  В конце войны норму немного прибавили.  И после этого ребята уже несли домой на 8 человек булку, полбулки и ещё кусочек хлеба.


На крупу и на мыло тоже были карточки: «норму не помню, помню только, что были всегда горох и овсянка. Мыла почему-то не было».  Родители  варили  щёлок: брали из печки золу, насыпали в тряпочку и варили в воде. Вот этим и стирали, и мылись.


Мама работала в пригородном хозяйстве на свиноферме.  Летом этих свиней пасли. Свиней много, а свинопаска одна,  дети помогали.  На лугу ели всякую всячину: мышиный горошек, борщевик: «Грызли  эту трубку, на вкус она была никакая, просто сочная.  Нераскрывшиеся семена были вкуснее, хвою ели  от лиственницы: кисленькая». Шутили между собой: «Чем бы брюхо не было набито, под рубахой не видать».


Осенью от школы отправляли собирать колоски, выдавали сумки, как от противогазов, вот туда и собирали.  Потом сдавали всё до зёрнышка.  Набирать себе не разрешали.  Поля охраняли объездчики на лошадях и разгоняли всех нагайками.


Летом сытнее было, ходили на речку, незатейливыми удочками ловили рыбу. Несли домой всё, что поймали, в основном ловилась мелкая рыбёшка. Потом варили уху.   Мяса не помню.  Помню, что когда на свиноферме был забой, потом телегами, обозами вывозили куда-то.  Говорили: «Всё для фронта, всё для победы». Мама в эти дни могла принести домой кишки.  Вот их мыли, чистили, резали и готовили супчик.


Одевались во что придется. Мама отрезала  рукава у телогрейки, привязывала как-то к ним калоши. Ходили так все дети. Одна из маминых сестер привезла с собой швейную машинку и шила вещи, из чего только можно было.  В классе была девочка Мила. У неё были кофты, платья, пальто настоящее. Почему-то отец присылал им с фронта посылки, и вернулся он одним из первых с чемоданами, после они  куда-то уехали.


В 1944 году маме и её сестре (обе работали на свиноферме) дали по ордеру на материал, из которого  сшили одежду детям (трём девочкам и двум мальчикам). А мама так и продолжала ходить в черной холщёвой юбке.


Прошло столько лет,  а прабабушка помнит, какого цвета было это платье, какие были цветочки, блёсточки и пуговицы.
Электричества  не было, вечером подсвечивали керосинками,  но из экономии пользовались ими мало.  Спать ложились рано.  Радио не было, только на улицах на столбах висели репродукторы, которые время от времени передавали сводку с фронта.   В начале известия были неутешительными: « советские войска оставили населенные пункты такие-то, такие-то». Потом известия стали другими: « …советские войска освободили …населенные пункты».  Ребята слушали, радовались, прыгали и обнимались.


Девятого мая 1945 года объявили победу, радость была «со слезами на глазах». «Да, тяжело жили, но другой-то жизни я тогда и не знала. Мама рядом и всё хорошо. Похоронок в нашу семью, Слава Богу, не пришло». После войны к маминым сёстрам вернулись мужья, и они разъехались по своим домам. Послевоенное время было тоже трудным: голод, нехватка еды, денег. Помню, что карточки отменили в 1947году.  « Папа мой вернулся с войны только в 1949 году. Всю войну он работал помощником кочегара на грузовом транспорте: возил груз по Северному морскому пути. Наград у него  не было, но даже будучи инвалидом, он был полезен  Родине всю войну».


В силу разных обстоятельств, получить образование бабушка не смогла. Но всю сознательную  жизнь она работала на производстве: зарядчицей аккумуляторов в Осетровском речном порту,  кухработницей в школьной столовой, а летом – в столовой пионерского лагеря, кладовщиком и сторожем в Ремонтно-эксплуатационной базе флота. Работала до ухода на заслуженный отдых.


Сейчас моей прабабушке 82 года, она ещё вполне хорошо выглядит. Ходит с палочкой, но не всегда, иногда ей нездоровится.  Оптимистична. Говорит: « Я войну-то разве видела. Не видела блокаду, взрывов, бомбежки, выстрелов не слышала. Так что мне ещё повезло». Но, однако, до сих пор не ест горох и овсянку: « в детстве наелась». Ничего не выбрасывает, говоря « мало ли, может ещё пригодится куда-нибудь».


Погибшим ставят памятники, вписывают их имена в Книги Памяти, а от  детей войны мы должны узнать как можно больше о пережитом ими периоде  и, главное, -  обо всём этом должны помнить мы – живые.


Я очень люблю свою  прабабушку и желаю ей здоровья, пусть долго живёт и радуется успехами своих внуков.
Закрывая страницы семейного альбома бабушки, я хочу сказать всем: «Загляните в семейный альбом. Перед вами пройдёт большая часть истории нашей страны».


А закончить свою работу я хочу словами: «В целом мире нет милей доброй бабушки моей».


Автор: Жучова Наталья, 11 класс
МКОУ «СОШ №6 имени Героя России
Шерстянникова Андрея Николаевича»,
г. Усть-Кут
Руководитель: Баева Тамара Анатольевна,
учитель истории и обществознания, руководитель музея МКОУ «СОШ №6 имени Героя России Шерстянникова Андрея Николаевича», г. Усть-Кут






3218 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Фрес­ки в Фе­ра­пон­то­вом, Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­рях, в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля со­здал
    A4
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме