Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Усть- Илимские поэты о Великой Отечественной войне

Усть- Илимские поэты о Великой Отечественной войне


Я родился и живу в небольшом сибирском городке Усть-Илимске на берегу реки Ангара. Богат наш край не только природными ресурсами, но и людьми. Здесь проживают поэты и писатели, которые слагают много интересных песен и стихов не только про наш славный город, но и о Великой Отечественной войне. Мне стало интересно, какие поэты писали и пишут о войне и какова тематика  их произведениях.  

 
Ведь без знания прошлого своей родины мы не сможем строить будущее. Как дерево погибнет без корней, так и народ не может жить без истории.  Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто лет назад. Это наша история и духовные традиции. Выбор темы  и ее актуальность основываются на необходимости знания истории нашего родного края,  расширение кругозора и систематизации знаний о поэтах нашего города, посвятивших свои произведения войне. Объектом исследования является военная лирика поэтов нашего города. Предмет исследования – тематика и образная система поэзии о войне. Цель данной  работы заключается в знакомстве с творчеством поэтов нашего города, которые писали и пишут о войне. 

 Краткая справка о поэтах города Усть-Илимска, писавших о войне

 
Для того чтобы узнать творчество поэтов нашего города, которые писали и пишут о войне, я решил сходить в городские библиотеки и в краеведческий музей и поискать информацию.  Ведущий специалист библиотеки «Первоцвет» Г. А. Добролюбова, библиотекарь краеведческого музея Центральной городской библиотеки Цупра Галина Фёдоровна и библиограф Лариса Дмитриевна библиотеки имени Ю. Ф. Федотова познакомили меня с  материалом, из которого я выяснил, что у поэтов нашего города очень интересная история. Почти все поэты родились в разных городах, кроме Усть-Илимска.
Я составил сводную таблицу, в которой отражена краткая справка о поэте и какие стихи он написал о Великой отечественной войне.
Познакомившись с биографией поэтов, я решил разделить их на три группы:


1.Поэты, которые являлись участниками тех страшных событий. А это  Давыдов Анатолий Михайлович.
2. Дети войны и послевоенной поры. Здесь список довольно большой: Эдуард  Григорьевич Копица, Владимир Петрович Соболев, Эдуард Юрьевич Панасенко, Александр Александрович Федюкович, Яна Черёмуха (Татьяна Васильевна Пискунова), Сергей Берестень, Екатерина Егоровна Соболева, Галина Алексеевна Добролюбова, Анатолий Фёдорович Карнаухов.
3. Молодое поколение: Анастасия Евгеньевна Попова (Пушкарёва), Максим Сафиуллин, Ольга Викторовна Фокина.

Тематика и образная система военной лирики


Война была тяжким испытанием для всех. Поэт, переживший войну, долго находился под влиянием этого страшного события. Не удивительно, что  основной темой произведений о войне поэта- участника Вов Анатолия Михайловича Давыдова  является сны о войне. [12]В стихотворениях поэт использует яркие эпитеты: «страшная война», «кровавые сны», «большая война», « невидимые струны»,  « смрадный чад». Они свидетельствуют о восприятии войны как страшного явления  жизни. И не спрятаться поэту от войны:


Хоть бы  ночку без снов,
Без кровавых и дымных снов,
Без разрушенных городов,
Без пожаров, разрывов, бинтов.
Почему не покинут сны-
Отголоски большой войны

 
Но не только об ужасах военных лет писал Давыдов. Читая его стихи, понимаешь, что ценно было для солдата: радость побед, солдатская дружба:
 

 

И на войне случался час,
Когда печаль сменяла радость.
Кто это испытал хоть раз
Не позабудет. И не надо.

 
Поэты, родившиеся во время Вов или после её, посвящают свои произведения родным, погибшим на войне,  ветеранам войны, чествованию ветеранов, Дню Победы:


Блестят на груди ордена,
И выправка боевая.
Сегодня вся наша страна
Встречает Девятое Мая («Ветераны», Галина Алексеевна Добролюбова)

 
Галина Алексеевна одно из своих стихотворений посвящает своему деду, погибшему на войне. («Память священна»)
Когда началась война, Эдуарду Григорьевичу Копице  исполнился всего один год. Спустя несколько лет в   своём творчестве  он вспоминает о тех ужасных  военных годах, когда не хватало хлеба, как страдали матери, когда получали похоронки на родных:


Мать к небу подняла глаза…
Но это были не глаза,
А две обугленных воронки…

 
Александр Федюкович  в стихотворении « Просьба к сыну» [9] воспевает мир и покой и просит сына нарисовать тишину. Звучит авторский призыв «Нет - войне»:


Не изображай, прошу, войну-
Землю, развороченную боем…
Нарисуй, мой мальчик, тишину
Как ты видишь - что она такое?

 
Яна Черёмуха [11]  пишет о «памяти людской», о «мирном небе», о «великой нашей Победе святой» («Неба синева) и вспоминает песню «Синий платочек», которая являлась символом верности и любви в военное время.
Почти все поэты послевоенных лет описывают  в своём творчестве Великий День 9 Мая: Сергей Берестень « 9 Мая 2003 года в Усть – Илимске», Анатолий Карнаухов «Победа». [3]
В произведениях поэтов молодого поколения звучит дань глубокого уважения ветеранам:


Тише, люди! Чуть – чуть помолчите-
К ветеранам склоняются дети:
Вы живите, Вы только живите,
Долго- долго живите на свете!-


 Так трепетно пишет  Попова Анастасия.
Хочется остановиться и поговорить о творчестве молодых поэтов Максиме Сафиуллине и Ольге Фокиной. 9  марта в НОК  прошла творческая встреча этих двух интересных людей. Максим мне любезно предоставил свой  материал, из которого я узнал, что стихотворения Максима Сафиулина и Ольги Фокиной о войне вошли в две авторские книги: «Дуэт» и «Светлячок сильнее темноты». [8]


В стихотворении «Последняя граната» поэтесса  Ольга Фокина не дает возможности спасения для своего  лирического героя, но дает возможность совершить настоящий подвиг – спасти товарищей, подорвать вражеский отряд вместе с собой. Данное стихотворение также повествует сразу о нескольких судьбах. Глубина трагедии – неопытность и совсем юный возраст вынужденных солдат, их беззащитность на фоне внезапной войны.  Трагедия в том, что эти судьбы разрушены войной. И даже если они вернулись живыми, то гибель друзей, человеческие смерти будут изнуряющей памятью на всю жизнь бить в висок. Многие вернулись с покалеченными телами, а кто-то – с умершими душами….  Трагичный финал стихотворения заставляет встряхнуться и задуматься над современной жизнью.


Поражает своей образностью, логическим построением, серьезной тематикой и настоящей историй стихотворение Максима Сафиулина «Слёзы ветерана». Автор повествует о встрече разных поколений – дедушки, который прошел всю войну, и мальчика, который также пришел на торжественный Парад Победы. Торжественное начало, ликование победой внезапно сменяется слезами ветерана и удивлением мальчика, почему дедушка грустит в День Победы. Повествование наших дней сменяется воспоминанием дедушки, как он воевал и потерял своих товарищей, как боролся за победу до последнего. После рассказа дедушки становится грустно, ведь молодое поколение знает о войне только из книжек, причем не всегда из достоверных источников.  Печально и обидно за героя стихотворения, потому что не все умеют ценить подвиги дедов, и не во всем себя верно ведет новое поколение. Поражает смена накала страстей, философских рассуждений, заставляющих задуматься о нашей жизни всерьез. Вполне традиционным для всей поэзии Максима Сафиулина оптимистичным  звучит финал:


Верю в Россию, надеюсь и знаю,
Что победить все же сможет добро.


Таким образом, изучив стихотворения и материалы разных источников о поэтах нашего города, я пришёл к выводу, что  судьбы всех поэтов можно разделить  на три поколения: поэты- участники Вов, дети войны и послевоенной поры и молодое поколение.  Для каждого поколения существует определённая тематика произведений: участник Вов Давыдов А. М. писал о  снах солдата, о мужестве и стойкости русского солдата, дети войны  и послевоенной поры писали о своих родных и близких, о чествовании ветеранов, о любви к Родине, а молодое поколение пишет  о гордости за свою Родину, о судьбах двух поколений, о вере в хорошее и доброе. 

 

Но, без сомнения, все произведения  поэтов разных поколений объединяет одна мысль: мы должны помнить и гордиться, что живём в таком замечательном государстве. Ведь как сказал Н. Г. Чернышевский, «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».  Мной были созданы буклеты, посвящённые поэтам нашего города и их стихотворениям, которыми можно воспользоваться в библиотеках города Усть-Илимска.
Я надеюсь, что данная работа поможет учителям в проведении классных часов и внеклассных мероприятий. Давно отгремела война, но память людская ещё живёт. Мои современники писали, пишут   и будут писать  войне, чтобы помнить…
Список использованной литературы:
1.    Берестень Сергей «Перекаты судьбы», г. Иркутск, 2011
2.    Биобиблиографический указатель «Берега Литературный Усть-Илим».
3.    Карнаухов А.Ф. «Звёздные мерцания» Саратов, 2011.
4.    Попова (Пушкарёва) Анастасия «Россыпи»
5.    Соболев  Владимир Петрович «Избранное» ,г.Усть-Илимск, 2013.
6.    Соболева Екатерина «Зимняя вишня», г. Усть-Илимск, 2005.
7.    «Северный ветер». Сборник стих. преподавателей г. Усть-Илимска, 2016
8.    Сафиуллин Максим и Ольга Фокина «Светлячок сильнее Темноты»
Издательство «Союз писателей». г.Новокузнецк. 2016г.
Дуэт г.Москва 2016г.
9.    Федюкович А.. Россия-дом г.Иркутск 2012г
10.    Усть-Илимский сборник стихов, «Родники» 2011
11.    Черёмуха Яна «Счастье есть» сборник стихов
12.    Газета «Усть-Илимская Правда» 24.04.2013г.;  4мая 2016г.

 

Автор: Коновалов Дмитрий, 7 класс
МАОУ «Экспериментальный лицей
«Научно- образовательный комплекс»,
г. Усть-Илимск
Руководитель: Жданова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы





1453 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    С целью де­цен­тра­ли­за­ции управ­ле­ния эко­но­ми­кой в 1957 г. были учре­жде­ны
    A18
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме