Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » ПО СТРАНИЦАМ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА. Диденко Павел Михайлович

ПО СТРАНИЦАМ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА. Диденко Павел Михайлович


Война! Страшное, холодное, жестокое слово! Наша страна стала участницей этого страшного действия. Почти четыре года длился этот кошмар. Почти четыре года сотни и тысячи людей с ужасом встречали каждый новый день.

Все дальше в историю уходит победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Но боль в его душе и сегодня отдается набатом скорбной памяти. Наверно, нет такой семьи, где бы ни было родственников, побывших на войне. Одни вернулись домой, а другие навечно остались в памяти. И сегодня наша задача помнить тех, кто подарил нам счастливое детство.

Однажды зимним вечером, листая страницы альбома с пожелтевшими от времени фотографиями, я попросила отца рассказать о его папе, моём дедушке. И вот что он мне поведал. Мой дед прожил нелегкую жизнь с множеством испытаний, в числе которых была война. Звали его Диденко Павел Михайлович, родился он в г. Бендеры Бессарабской губернии в 1899 году в семье паровозного машиниста.

По окончании ремесленного училища в 1917 году поступил работать слесарем в паровозное депо Бендеры Юго-Западной дороги, оттуда в 1918 году ушел добровольцем в Красную Армию и прослужил по 1921 год. После демобилизации поступил работать на железную дорогу и проработал на ней помощником машиниста, затем машинистом с 1922 по 1929 год на Екатерининской и Пермской железных дорогах.

В 1929 году работал машинистом в депо Кунгур Пермской железной дороги был командирован учиться в счет партийной «тысячи» в Свердловский энергетический институт, закончив два курса был переведен в Ростовский институт железнодорожного транспорта. По окончании института был направлен работать на Северокавказскую железную дорогу, где проработал до 1940 года в должностях: бригадиром, заместителем начальника и начальником паровозного отделения.

В 1940 году вследствие ликвидации отделения был переведен на Полтавский паровозоремонтный завод на должность старшего инспектора НКПС, откуда ввиду эвакуации завода, эвакуировался, вместе с семьей в г. Красноярск. По прибытии в г. Красноярск, был назначен начальником топливного отдела, а затем, заместителем начальника паровозной службы Красноярской железной дороги, где осенью 1942 года приказом заместителя народного комиссара Путей Сообщения был назначен начальником колонны паровозов особого резерва НКПС № 31. С этой колонной весь период Отечественной войны обеспечивал воинские перевозки на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом украинских фронтах. Прямо к линии фронта подвозили они боеприпасы, технику, людей под бомбежкой врага.

Прошел мой дедушка от Сталинграда до Польши (г. Краков). Из Кракова в Германию возили воинские составы, технику. Здесь и встретили День Победы. «1942 год. Участие в военных действиях принимали паровозные колонны, сформированные на дорогах. Только на Красноярской их было 35. Осенью была сформирована красноярская 31-ая паровозная колонна во главе с машинистом П. Диденко, перевозившая грузы во время битвы на Курской дуге и с I Украинским фронтом участвовавшая в Берлинской операции. Два месяца работала колонна №31 на вновь построенной Северо-Печорской железной дороге, осваивая эту магистраль.

Ноябрь. Указом Президиума Верховного Совета СССР все железные дороги страны переведены на военное положение. 1943 год В феврале красноярская паровозная колонна №31 была переброшена под Сталинград для обеспечения резервов, вооружения, боеприпасов, продовольствия. В числе первых колонна №31 вступила на Правобережную Украину и обеспечила движение грузов по освобожденной Одесской железной дороге. При этом машинисты перекрывали технические нормы, проявляли упорство и смекалку. Считалось, например, что по понтону через Днепр нельзя провести состав более 1200 тонн. Машинисты же Шишов и Ковалев провели поезда весом по 1600 тонн. Свой боевой путь колонна №31 окончила у Днестра» - это я прочитала в книге «Красноярская железная дорога в годы Великой Отечественной войны (1941-45)» По документам начальником колонны паровозов № 31 особого резерва НКПС инженер тяги капитан Черепов, а помполит колонны паровозов № 31 инженер майор тяги Забелин. После разгрома фашистской Германии с колонной был переброшен на Дальний Восток, где обеспечивал воинские перевозки, связанные с разгромом японской Квантунской армии в Манчжурии.

После войны с 1945 по 1946 дедушка работал начальником паровозного депо г. Боготол, а с 1948 по 1952 начальником Минераловодского паровозного депо. Был награжден орденом Красной звезды за выполнение военных оперативных заданий, медалью за победу над Германией. Медалью за доблестный труд, медалью 20 лет Победе в ВОВ. Обо всем я узнала от моего отца, Диденко Юрия Павловича, который ребенком прошел со своим отцом всю войну. Так как их семью. Мать четверых детей, отправили в Сибирь (в эвакуацию). Но в холод и голод тяжело было выжить, поэтому прадедушка забрал всю свою семью к себе в колонну. Бабушка, Диденко Мария Ивановна, работала кладовщицей, а старший сын, Диденко Олег Павлович, в 14 лет стал рядовым при колонне и получил оружие, работал в бригаде по ремонту паровозов. За время войны получил четыре боевые награды. И потом посвятил всю свою жизнь военной службе (закончил Ленинградское Военно-Морское Училище). А после 9 мая 1945 года он вместе с другом пробрался в побежденный Берлин, чтобы посмотреть на логово фашистов.

Окончилась Великая Отечественная война. Мы называем её Великой, потому, что велико было мужество и велик гнев. Мы назвали её Отечественной, потому что защищали Отечество – самоё дорогое, что у нас есть. Мы назвали её народной, потому что весь народ нашей страны поднялся на борьбу с фашизмом. Мы вновь и вновь должны вспоминать о подвигах юных защитников Родины, гордиться ими. Нам есть, у кого и чему поучиться: мужеству и стойкости, честности и порядочности, преданности и верности великой России. Часто вместе с дедушкой листаем семейный фотоальбом и перечитываем книги, повествующие о той поре.

 

Приложение.

 

Диденко Павел Михайлович

 

Краков 1945 г.

Слева на право в верхнем ряду Диденко П.М., Диденко М.И. (мои дедушка и бабушка), Диденко О.П.; нижний ряд это Диденко Юрий (мой папа) и Диденко Галина (моя тетя)


 

Диденко Павел Михайлович (1899-1962) Диденко Олег Павлович (1927-1996)

 

Автор Кирьянова Елена Юрьевна (внучка Диденко П.М.)





690 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Одной из при­чин рус­ско-ту­рец­кой войны на­ча­ла XIX в. стало
    A8
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

«СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ О ВОЙНЕ»
«СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ О ВОЙНЕ»
Библиотеки Георгиевска стали лидерами в проведении особо значимой акции, инициированной министерством культуры Ставропольского края и посвященной 74-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. За активное участие в реализации общекраевой