Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Говорят не знавшие войны

Говорят не знавшие войны


 Данная работа посвящена исследованию проблемы Великой Отечественной войны через призму восприятия её современниками событий и нынешними поколениями.

Поэтому целью нашего проекта является дальнейшее формирование в первую очередь патриотизма, активной жизненной позиции, преемственности поколений на основе углубления знаний о событиях и героях Великой Отечественной войны; встреч с ныне живущими ветеранами.

Объектом исследования стал героизм советских граждан в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования - наши близкие – ветераны и труженики тыла, события Великой Отечественной войны, произведения поэтов и

художников о войне. Степень понимания значимости подвига наших дедов и прадедов учащимися КГУ «Средняя школа № 26».

Гипотеза исследования: для того, чтобы жить в мире сегодня, мы не имеем права забывать тех, кто отстоял нашу Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945года.

 

В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

 

описательный с составлением целостной картины изучаемого объекта; аналитический с анализом и сравнением различных источников по теме и обобщением итогов; практический - опрос различных социальных групп и интервьюирование ветерана. Материалом для исследования послужили экспонаты Музея КГУ «Средняя школа №26», литературные и художественные произведения о Великой Отечественной войне, воспоминания ветерана, мнения по вопросу «Почему мы не имеем права забывать тех, кто отстоял нашу Родину?» учащихся, учителей и родителей.

Новизна для учащихся целого класса состоит в углублении знаний о событиях Великой Отечественной войны, а также в том, что всю работу они выполняли вместе и от итогов работы каждого зависел общий результат,

Ребята выяснили, что в экстремальных тяжелейших условиях войны советские граждане во имя Победы, проявляли свои лучшие качества, чтобы защитить Родину.

Практическая значимость: результаты нашего исследования, презентация и доклад могут быть использованы для проведения внеклассного мероприятия, урока Мужества в 0-6 классах.

Перспектива исследования: на следующий год необходимо расширить объём источников по проблеме и количество участников опроса.

Введение



С 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945 шла Вторая мировая война – самая страшная на Земле. Третья будет последней. Планета погибнет.

Фашизм был остановлен Советским народом, но цена была заплачена человеческими жизнями. ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ!

Слово война - очень страшное слово. Война - это взрывы снарядов, бомб. Это плач детей, седина матерей. Война - это смерть многих тысяч людей. Война - это еще и Память, вечная и верная память. Память о тех, кто сражался на фронтах 2-ой мировой войны. Только, если мы будем знать и помнить, мы сохраним мир.

Данная работа посвящена исследованию проблемы Великой Отечественной войны. Мы, подрастающее поколение хотим знать, как это было на самом деле. Информации много, но она настолько неоднозначная и разная, что разобраться бывает очень трудно. Как было в действительности, знают только современники событий, которых осталось мало, и они люди очень преклонного возраста.

Поэтому целью нашего проекта является дальнейшее формирование патриотизма, активной жизненной позиции, преемственности поколений на основе углубления знаний о событиях и героях Великой Отечественной войны; встреч с ныне живущими ветеранами.

Задачи проекта, поставленные педагогами:

А. Вовлекать детей в активные формы гражданского и героико-патриотического воспитания.

Б. Помочь детям выяснить, что позволяло человеку проявлять свои лучшие качества - храбрость, трудолюбие, жизнестойкость.

В. Организовать диалог между поколениями.

Г. Развивать чувство сопереживания проблемам ветеранов, воспитывать гордость и патриотизм у поколения нового века.

Д. Углубить знания детей об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945года.

Задачи проекта, поставленные учащимися:

А. Составить программу исследования, распределить задания руководителям групп учащихся.

Б. Изучить информацию по теме, источники, литературу.

В. Собрать материал и рассказать о жизненном пути Грохотова Олега Андреевича, дедушки Курочкина Ильи.

Г. Выяснить, что позволяло человеку проявлять свои лучшие качества - храбрость, трудолюбие, жизнестойкость.

Д. Изучить общественное мнение: «Почему мы не имеем права забывать тех, кто отстоял нашу Родину?»

Е. Добиться участия всего 4«А» класса в работе и обобщить итоги.

Ж. Провести классный час по теме исследования.

З. Подготовить презентацию и выступление на ученической конференции.

Объектом исследования стал героизм советских граждан в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования - наши близкие – ветераны и труженики тыла, события Великой Отечественной войны, произведения поэтов и

художников о войне, степень понимания значимости подвига наших дедов и прадедов учащимися КГУ «Средняя школа № 26».

Гипотеза исследования: для того, чтобы жить в мире сегодня, мы не имеем права забывать тех, кто отстоял нашу Родину в Отечественной Войне 1941-1945года.

В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

описательные, которые помогли составить целостную картину изучаемого объекта; аналитические, давшие анализ, сравнение и обобщение данных изучения цифровых, литературных, иллюстративных, музейных источников по теме; практические(опрос «Почему мы не имеем права забывать тех, кто отстоял нашу Родину?») различных социальных групп КГУ «Средняя школа № 26», интервьюирование и поиск материалов о ветеране Великой Отечественной войны, работа с личным архивом Грохотова Олега Андреевича.

Организация работы над проектом.

Мы наметили следующий план работы:

На I этапе - подготовительном
1. Мы распределились по группам.
2. Обсудили общий план.
3. Запланировали работу групп. На II этапе - «Исследование» - группы работали по своему плану. А. МАТЕМАТИКИ. Изучали военные годы в цифрах.  

 

Составили хронологическую таблицу основных сражений. Б. ЛИТЕРАТОРЫ. Изучали события Великой Отечественной войны, используя литературные произведения. В. ИСКУССТВОВЕДЫ. Изучали события Великой Отечественной войны, используя произведения изобразительного искусства. Г. АРХИВОВЕДЫ. Изучали документы школьного Музея. Приглашали на классный час Грохотова Олега Андреевича – моего дедушку Д. СОЦИОЛОГИ. Изучали общественное мнение детей, учителей и

родителей: «Почему мы не имеем права забывать тех, кто защитил нашу Родину?»

На III этапе шло оформление проекта.

IV этап: защита проекта.

На V этапе мы выступили на классном часу.

Исследовательская часть. Итоги работы групп.

Каждая из групп работали индивидуально по своему собственному плану во время летних каникул и в начале 2012-2013 учебного года.

Учащиеся встречались после уроков, обсуждали результаты, оформляли то, что уже сделано между собой и со своими руководителями. С итогами работы групп мы познакомили ребят на классном часу. Группа «Математики» работала с цифрами по Великой Отечественной войне [1]. Они узнали, что человечество потеряло 54 миллиона, 27 миллионов из них – советские граждане. Цена победы для СССР ещё и 1710 городов, разрушенных до основания; 70.000 сожжённых сёл и деревень. Ребята составили хронологическую таблицу основных сражений Великой Отечественной войны за 1941год, 1942год, 1943год, 1944год, 1945год. [Приложение № 1]В этой таблице участники группы не только перечислили главные битвы, но и дали значение каждой из них. После, для отчёта о своей работе они решили выбрать наиболее значимую и рассказать о ней ребятам подробнее. Выбрали они Берлинскую операцию, так как она завершила Великую Отечественную войну, уничтожив фашизм в Европе.

Группа «Литераторы» должна была познакомиться с литературными творениями о войне. Ребята собирались группой, прочитывали произведения, выбирали те, с которыми хотели бы познакомить. Литературу помогли

подобрать научные руководители и библиотекари школы. Ими было проработано следующее: Б. Павлов «Вовка с ничейной полосы»; С. Могилевская «Максимка»; Л. Кассиль «Главное войско»; Л. Кассиль «Твои защитники»; А. Екимцев «Брянский лес»; Ю. Герман «Вот как это было»; А. Гребенина «Вера Иванова»; Ю. Яковлев «Где стояла батарея»;

С. Маршак «Военная почта»; С. Баруздин «Шёл по улице солдат»;

Л. Кассиль «Твои защитники»; Л. Соболев «Батальон четверых»[2]; стихи о войне Александра Твардовского[3], Анны Ахматовой[4], Константина Симонова[5], Юлии Друниной[6], Мусы Джалиля[7]. Особенно потрясло ребят стихотворение Мусы Джалиля «Варварство». Это стихотворение группа «Литераторы» решила прочитать на классном часу[Приложение № 2].

Группа «Искусствоведы» работала с плакатами и картинами о Великой Отечественной войне. Они находили и внимательно рассматривали изображения[8].

Ребята нашли в Интернете плакаты Германии начала Второй мировой войны. На них были изображены гестаповцы: самоуверенные, с засученными рукавами, с руками по локоть в крови, убивающие людей, сжигающие деревни и сёла, взрывающие дома…[9]

Эти плакаты вызвали бурю возмущения ребят. Они решили, что такие произведения недостойны того, чтобы их показать на классном часу.

Далее участники группы работали с советскими плакатами и картинами во время войны и после её. На них были изображены разные периоды борьбы Советского народа с немецко-фашистскими захватчиками[10;11]. Это были и тяжёлые дни поражений, гибель людей, боль родной земли, страдающей от врага. Это был подвиг во имя Родины, героизм на полях сражений и в тылу: у станка, в поле. Подвиг всех – от мала до велика! Портреты бойцов, офицеров, генералов, рабочих, колхозников, детей войны. Были и картины о сражениях, сцены из жизни солдат и мирных жителей [Приложение № 3].

Группа пришла к выводам:

1.Самыми яркими были плакаты. Все они призывали к защите Родины, клеймили фашистов.

2.После Великой Отечественной войны искусство стало прославлять героический подвиг советского народа, разгромившего фашизм и спасшего мир от коричневой чумы.

Группа «Архивоведы» изучала войну по документам школьного Музея. План работы группы на экране:
а. Выяснили, какая информация есть в Музее о войне.
б. Выяснили, кто и почему был автором работ в Музее.
в. Выбрали наиболее интересный материал.
г. Сделали презентацию.
д. Обсудили свой выбор с учителем.

Работая в Музее ребята нашли материалы о: 19-ти ветеранах, 6-ти тружениках тыла, 3-х детях войны, основных сражениях, хронику войны,

карты и видео материалы всех этапов войны[1]. Группа узнала, что авторами всех работ Музея были ученики всех классов нашей школы, которые работали с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, выполняли специальные задания по другим разделам Музея.

Для рассказа на классном часу выбрали:

А. Боевой путь Грохотова Олега Андреевича[1].

Б.Берлинскую военная операция как завершение Великой Отечественной войны в Европе. (Интересно, но мнения по этому поводу сошлись у двух групп: у группы «Математики» и у группы «Архивоведы». Поэтому обе группы готовились к выступлению на классном часу по этому вопросу вместе.)

А.Грохотов Олег Андреевич: родился мой дедушка 17 января 1926 года в городе Усть-Каменогорске. Призвали в 17лет, после 7 класса. Попал в учебку, а через 3 месяца – на фронт.

Воевал на I Прибалтийском, II Украинском фронтах. Наиболее тяжелыми были бои за город Городок под Витебском, Прибалтику, а самыми кровопролитными - бои за Пилау и Кенигсберг, где Олег Андреевич был ранен и попал в госпиталь. За бои под Витебском и в Прибалтике дедушка награждён двумя медалями Солдаткой Славы «За отвагу», а за участие в Кенигсбергской операции медалью «За взятие Кенигсберга».

Мы приглашали Олега Андреевича на урок Мужества.

Он рассказал, каким тяжёлым было его детство, как во время голода 1932-1933 года приходилось пешком ходить к родственникам в Тарханку, чтобы хоть как-то выжить. Шли с рассвета, к вечеру, голодные, измученные приходили в село. Засыпали с куском во рту от усталости и голода. На следующий день, наконец, ели вдоволь и собирались в обратный путь. С собой родственники давали 5 кило картошки, килограмм зерна, буханку хлеба. Это надо было растянуть на неделю: мать была инвалидом, работала нянькой, но в это время платить никто не мог, так как голодали все. Работала на заводе в семье одна мамина сестра, которой на неделю выдавали 1 буханку хлеба(1 килограмм). Семья состояла из 5 человек: сёстры и трое их детей – пяти, шести и десяти лет. Если бы не помощь родных в деревне – не выжили бы. Когда тяжёлые годы прошли, и жизнь вошла в более – менее спокойное русло, многие дети пошли в школу. Обучали всех детей и взрослых. Олег Андреевич рассказывал, как хотел учиться, как тянулся к знаниям, но пойти в школу смог только в 9 лет: не было одежды и обуви, не в чем было идти. А когда пришёл в первый класс – оказался с 7-летками, которые поначалу хихикали над своим товарищем. Но вскоре смех прекратился: мальчик не только догнал своих сверстников – 9-леток, но и стал помогать тем, кто старше, занимаясь самостоятельно. Ученик был усидчив, трудолюбив, доброжелателен, и к нему потянулись соклассники и другие школьники.

Ветеран рассказал, как после 7 класса школы был призван, как обучался в артиллерийской учебке. Рассказал о своей первой пушке –

«сорокопятке», которую солдаты не зря называли «Прощай, Родина!». Пушка была противопехотной и не спасала от танков. Во время атаки фашистские машины просто давили гусеницами и пушку и её рассчёт.

Самым тяжёлым эпизодом Олег Андреевич назвал переправу через Днепр, во время которой солдаты наблюдали воздушный бой. Два советских истребителя вступили в бой с 12 фашистами. Сбив 4 немца, они оба были подбиты. Один успел выпрыгнуть, но, к сожалению, попал на немецкую сторону. Другой самолёт загорелся и врезался в немецкий. Они мужественно

сражались, но оба погибли. Солдаты ничем не могли помочь лётчикам и с болью в сердце смотрели в небо.

Самой страшной Олег Андреевич назвал Кенигсбергскую операцию.

Кенигсбергская операция - одна из самых кровопролитных: из шести солдат в ней погибло пять.

Кенигсберг – мощная средневековая крепость, имевшая толстые стены, взять которые можно было только после многочасовой артиллерийской подготовки. Штурм всё равно был очень тяжёлым. Немцы сопротивлялись отчаянно, понимая, что война идёт к концу. Очень много было погибших, раненых. Олег Андреевич был тоже тяжело ранен, попал в госпиталь.

Трудными были бои в Прибалтике. Не только потому, что фашисты подготовили прочную линию обороны, но и из-за позиции прибалтийских народов: они поддерживали оккупантов. Причём действовали эстонцы,

латыши и литовцы из-под тишка, днём улыбались, мило беседовали, ночью поливали позиции советских солдат из автоматов.

Окончилась война, но демобилизация прошла только в 1948 году: потери были большие, поэтому сразу всех отправить из армии было нельзя. Олег Андреевич был направлен в Ашхабад, попал как раз под землетрясение. Засыпало, но товарищи спасли – откопали. Рассказывал, как разбирали завалы, хоронили погибших, обеспечивали едой и жильём выживших.

Потом, вернувшись в Усть-Каменогорск, экстерном подготовился к выпускным экзаменам в 10 классе. И сдал на серебряную медаль. Поступил в Москве в Энергетический институт, даже стипендию стал получать.

Б.Берлинская операция Советской армии - ключевая в завершении Вов, поэтому мы решили подробнее узнать о ней. Ход сражения, карты и схема битвы просмотрены и изучены. Мы рассказали о Берлинской военной операции на классном часу ребятам. Итоги работы этой группы – в «Приложении № 4».

Группа «Социологи» проводила опрос 5 групп «Почему мы не имеем права забывать тех, кто защитил нашу Родину?» [Приложение №5].

1 группа – 4 «А», 4 «Б». Отвечали 50 человек: «Благодаря нашим родным у нас мир на Земле»-83 %, «Благодаря им мы живём» - 17 %.

2 группа – 5-7 классы. Отвечали 25 человек. «Старшее поколение

отстояло свободу нашей Родины» - 64 %, «Они подарили нам мирное небо и счастливую жизнь» - 34 %.

3 группа - 9-11 классы. Отвечало 19 человек: ответили «Потому что старшее поколение защитило Родину ценой своей жизни» - 57 %, «Благодаря им мы живём в мире и согласии» - 26 %, а «Без них не было бы нас» - 17%.

4 группа – родители. Отвечало 15 человек: «Старшее поколение спасло нашу Родину, спасло нам жизнь» - 49 %, «Воевали наши близкие, мы должны знать свою историю» - 51 %.

5 группа – учителя. Отвечало 12 человек: «Они дали нам жизнь и благодаря им мы имеем право на обучение и светлое будущее» - 46 %, «Человек, не знающий свою историю, не достоин уважения» - 54 %.

 

Заключение



Мы изучили различные виды источников по теме «Говорят не знавшие войны», собрали материал о жизненном пути ветерана Великой Отечественной войны Грохотова Олега Андреевича

Учащиеся поняли, что интереснее работать, когда работу выполняет весь класс [Приложение № 6 – «Дневник наблюдений»].

Мы уверены теперь, что в экстремальных условиях Вов советские граждане во имя Победы, проявляли свои лучшие качества, чтобы защитить Родину.

Ребята изучили общественное мнение по вопросу «Почему мы не имеем права забывать тех, кто защитил нашу Родину?».

Уверены, что наше исследование заставит задуматься очередной раз о Величии подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны, его значимости для нас именно сейчас во имя сохранения мира и самой жизни на нашей Планете, роли каждого в этом.

Результаты нашего исследования, презентация и доклад могут быть использованы для проведения внеклассного мероприятия, уроков Мужества и уроков литературы, истории, краеведения по программе в 0-6 классах.

На следующий год планируем расширить объём источников по проблеме и количество участников опроса.

Заросли фронтовые окопы, но не исчезает боль утрат и хранит народная память имена сыновей и дочерей Отечества, отдавших жизнь при защите Родины.

Есть жизни, которые яркой звездой,

Вдруг вспыхнув, не гаснут у нас на пути.

Я не знаю войну, зачем она мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.

Источники, которые использовались группами:

Источники группы «Математики»:

[1]Материалы школьного Музея

Источники группы «Литераторы»:

[2]Сборник. Стихи и рассказы о войне. Москва. «Детгиз», 1968год.

[3]А.Твардовский. Стихи.

[4]А. Ахматова. Стихи о блокадном Ленинграде.

[5]К. Симонов. Стихи.

[6]Ю. Друнина. Стихи о войне.

[7]М. Джалиль. Варварство.

Источники группы «Искусствоведы»:

[8]Великая Отечественная война в произведениях советских художников. Альбом. М., «Изобразительное искусство», 1985, 152стр.

[9]https://images.yandex.kz>великая отечественная война 1941-1945гг.

[10]Великая Отечественная война 1941-1945гг.viktori.mil.ru.

[11]https://images. yandex.kz/yandseach?img_url

Источники группы «Архивоведы»:

[1]Материалы Музея.

[1]Воспоминания Грохотова Олега Андреевича. Аудиозапись. Личный архив.

Источники группы «Социологи»:

Ответы на вопрос: «Почему мы не имеем права забывать тех, кто защитил нашу Родину?»

Учащихся 4 «А» и 4 «Б». [Приложение №5]

Учащихся 5-7-х классов.

Учащихся 9-11-х классов.

Учителей.

Родителей.

Отзыв руководителя.



Исследовательский проект учащихся 4 «А» класса КГУ «Средняя школа № 26» «Говорят не знавшие войны» содержит опыт самостоятельной коллективной работы учащихся по теме.

Цель проекта состояла в дальнейшем формировании патриотизма, активной жизненной позиции, преемственности поколений с помощью углубления знаний о событиях и героях Великой Отечественной войны.

Исходя из цели, были выделены конкретные задачи и педагогами и учащимися. В ходе работы над проектом с поставленными задачами ребята справились, она углубила знания детей, полученные из фильмов, телепередач и пр. об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945года, что позволяет говорить о дальнейшем формировании информационной и учебно-познавательной компетенциях.

Учащиеся 4-ого класса достаточно серьёзно изучали события Великой Отечественной войны, её этапов, основных сражений, выделяя, с их точки зрения, самые главные. Они прочитывали группой вслух вместе произведения поэтов, рассматривали плакаты и картины о войне; стараясь понять, что позволяло человеку проявлять свои лучшие качества - храбрость, трудолюбие, жизнестойкость; изучали общественное мнение, чтобы увидеть значимость подвига наших дедов и прадедов. Ребята встречались с ветераном Великой Отечественной войны, по крупицам собирая материал о его жизненном пути. Интервью и рассказ о живом человеке, встреча с ним на классном часу, рассказ не только о боевом пути, но и о СССР 30-50-х годов XX века, помог совсем по-другому взглянуть на прошлое нашего государства, тем более, как предмет «История» ещё не изучалась. Диалог с представителем старшего поколения, откровенная беседа с современником

великих событий развивает чувство сопереживания проблемам ветеранов, воспитывает гордость и патриотизм у молодого поколения. Всё это помогает в формировании ценностно-смысловой компетенции.

Очень важным было то, что учащиеся сами составляли программу исследования, распределяли задания, требовали от одноклассников обязательного участия всего 4«А» класса в работе, сами подводили итоги, готовили презентацию, классный час и выступление на конференцию. Учителя были только консультантами, координаторами и советчиками для руководителей групп, что развивало коммуникативную и социально-трудовую компетенции.

И вывод о том, что «для того, чтобы жить в мире сегодня, мы не имеем права забывать тех, кто отстоял нашу Родину в Великой Отечественной Войне 1941-1945года» учащиеся делали сами. А это – главное.

Правильно подобранные и верно использованные методы исследования, смогли заинтересовать своей работой всех, создать атмосферу успеха для каждого ученика, ведь группы были разноуровневые, и каждая

получила посильное задание. Каждый видел, что достигнутые результаты – его достижения, итог его физических, интеллектуальных и духовных усилий, что поддерживало развитие компетенции личностного самосовершенствования.

Этот сложный и многоплановый труд имеет практическое значение: подготовлена презентация и доклад, проведён классный час по теме исследования. Работа передана в Музей КГУ «Средняя школа № 26», и может быть использована во всех классах на уроках Мужества во время Месячника «Патриот», посвящённого 67-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 20-летию образования Вооружённых сил

Республики Казахстан в свете «Решения Совета глав государств СНГ о подготовке к празднованию 70-й годовщины Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945годов» от 5 декабря 2012 года.

В перспективе на следующий год необходимо расширить объём источников по проблеме и количество участников опроса.

 

Презентация по работе доступна тут - https://yadi.sk/d/kQLeAlwav9qbL

 

Авторы:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОД УСТЬ-КАМЕНОГОРСК
КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26»
Направление: Краеведение.
Секция: История.
Тема проекта: Говорят не знавшие войны.
Выполнили: ученики 4«А» класса Курочкин Илья, Милкина Виктория, Каминский Антон, Соколова Алёна, Дьяконова Екатерина.
Руководитель: Грохотова Ирина Олеговна - учитель истории.
Консультант: Дзюба Наталья Михайловна - учитель начальных классов.
Усть-Каменогорск
2013 год
https://yadi.sk/d/kQLeAlwav9qbLhttps://yadi.sk/d/HiLAQQm13QaXzR
https://yadi.sk/d/HiLAQQm13QaXzR





982 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из до­ку­мен­та и опре­де­ли­те на­зва­ние кре­стьян, о ко­то­рых идёт в нём речь. «По­ме­щи­ки, со­хра­няя право соб­ствен­но­сти на все при­над­ле­жа­щие им земли, предо­став­ля­ют, за уста­нов­лен­ные по­вин­но­сти, в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние кре­стьян, уса­деб­ную их осёдлость, и сверх того то ко­ли­че­ство по­ле­вой земли, ко­то­рое опре­де­ля­ет­ся в мест­ных по­ло­же­ни­ях. Кре­стья­не обя­за­ны от­бы­вать в поль­зу по­ме­щи­ков по­вин­но­сти ра­бо­тою или день­га­ми».
    A12
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Мой  прадедушка участник  Великой Отечественной войны Василий Алексеевич Юд ...
Мой прадедушка участник Великой Отечественной войны Василий Алексеевич Юд ...
Память о Великой Отечественной войне навсегда останется в наших сердцах… Прошло уже более семидесяти лет, как закончилась самая страшная война в истории нашей Родины. История страны не знает страничек более страшных, чем это событие.