В конце апреля 2018 года наша семья готовилась к празднику 9 Мая, к акции «Бессмертный полк». Мама достала из альбома фотографию моего прадеда - Неретина Петра Николаевича. С портрета на меня смотрел молоденький восемнадцатилетний паренёк в военной форме. Глядя на его портрет, мне захотелось узнать о нем как можно больше: как жил,где и как воевал.
Петр Николаевич, мой прадедушка, родился 25 сентября 1925 года в селе Беловка, в крестьянской семье Неретиных – Николая Игнатовича и Пелагеи Трифоновны. Ему не было и 16-ти лет, когда началась Великая Отечественная война. Из-за призыва в армию большинства мужчин-хлеборобов, все тяготы сельскохозяйственного труда легли на плечи женщин и подростков. Мой прадедушка с лета 1941 года самостоятельно на комбайне работал штурвальным в колхозе «Волгострой». Очень большое значение имела уборка урожая в первые годы войны. Именно в период 1941-1942 гг. заготовлено больше всего хлеба в Куйбышевской области - 9 млн. центнеров. Изо дня в день, без выходных: пахали, сеяли, убирали урожай, опять пахали. Зимой технику ремонтировали, весной опять на поля. Как тяжело было! «Штаны у меня были из мешка сшиты, фуфайка вся в заплатах, живого места на ней не было. Обуви не было. Как же мы выжили? А что выжили, то хорошо. И не дай Бог никому из детей это пережить», - рассказывал он после войны сыну Александру.
Осенью 1943 года призывали на фронт мужчин 1925 года рождения. Прадедушка первоначально был направлен в город Инза Ульяновской области в пересыльный пункт, в 66 учебный снайперский полк 11 учебной стрелковой дивизии. Пересыльные пункты создавались для оперативного решения вопросов при перемещении команд, снабжения продовольствием, обмундированием и вооружением. Пятого декабря 1943 года его перевели в 70 учебный противотанковый полк. Указанные полки готовили маршевое пополнение и отправляли его ротами и командами на фронт. Противотанковой артиллерии нужны были подготовленные бойцы. Обучение могло длиться 2-6 месяцев.
Противотанковая артиллерия во время Великой Отечественной войны внесла весомый вклад в общую победу над врагом. Бойцов, всех тех, кому было положено на полях сражений выбивать вражеские танки, очень часто уважительно называли противотанкистами.
16 июля 1942 г. постановлением ГКО № 2055 началось формирование при учебных артиллерийских центрах десяти легких артиллерийских (по двадцать 76-мм пушек) и пяти противотанковых артиллерийских полков (по двадцать 45-мм пушек) со сроком готовности 30 июля. 26 июля последовало постановление на формирование еще 35 полков – 20 по двадцать 76-мм пушек и 15 по двадцать 45-мм пушек. Таким образом, бойцы и командиры ИПТА (Истребительно-Противотанковой Артиллерии) стали настоящей военной элитой Красной Армии времен Великой Отечественной войны.
Я прочитала воспоминания одного из участников Великой Отечественной войны: «Им в каждом бою было суждено - или остановить врага, или погибнуть». Часто бывало, что самый первый бой противотанкового расчета, становился его первым и последним боем, устоять против германских панцерваффе с их лучшей в мире оптикой и мощной броней было непросто. Действовать противотанкистам в бою приходилось очень быстро и слажено, так как дальность прямого выстрела противотанковой пушки составляла порядка 800 – 850 метров. В ходе боя, в условиях сильной задымленности, постоянном разрыве снарядов, изменением движения цели, эффективная дальность стрельбы составляла итого меньше, всего, где то порядка 400-500 метров. Это расстояние немецкий танк проходил за 2-3 минуты. А если артиллерийская позиция была обнаружена, то тогда счет шел уже только на секунды. Здесь кто успеет выстрелить первым.
Зимой 1944 года после обучения в звании младшего сержанта прадедушку отправили на фронт. Военная судьба не была к нему благосклонна, в одном из первых боев он попал в плен. В списках части он оказался в числе убитых, домой, в Беловку, пришла «похоронка». Рухнула на землю мать Пелагея Трифоновна. Потекли скупые мужс¬кие слёзы отца Николая Игнатовича. Острой иглой пронзило сердце брата Ивана. Но вскоре они получили письмо, что вместе с другом прадедушке удалось бежать из плена и вернуться в часть.
Мой прадедушка не успел рассказать мне, как он воевал, к сожалению, умер задолго до моего рождения. Мне удалось узнать об особенностях военного пути противотанкистов из воспоминаний Шпиллера Леонида Иосифовича, его однополчанина: «Смертниками мы себя не считали. Служба в ИПТАПах считалась более сложной и во много крат более опасной, чем, скажем, служба в обычных артполках стрелковых дивизий, не говоря уже об артиллерии тяжелого калибра или о реактивной артиллерии, но...
За два с лишним года потери нашего полка составили 80% от состава начала сорок третьего года, при этом, в строю, "из старичков", в основном остались солдаты и офицеры вспомогательных подразделений, несколько человек из взводов управления и штабные. Артиллерийские расчеты за это время поменялись многократно, я помню только одного бойца, пожилого украинца, веселого мужика, продержавшегося до конца войны в составе расчета. Потери мы несли довольно серьезные и в каждом бою, без исключения, но пополнение в наш ИПТАП шло непрерывно. Все бойцы и офицеры батареи воспринимали свою службу в противотанкистах, в частях под названием "Прощай Родина", спокойно, как данность, как свою фронтовую судьбу. Знакомые офицеры как тебя видят, так сразу говорят: «А,... «прощай Родина», ты еще живой?».
Мужественные это были люди, все те, кто воевал в противотанкистах, мужественные и скромные. В составе полка ИПТАП Неретин Петр Николаевич дошел до Берлина, там встретил День Победы. На фотографии мой прадед с боевыми друзьями, Берлин 1946 год. В Германии его полк находился по 1948 год.
23 июня 1945 г. Верховным Советом СССР был принят закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действу¬ющей армии». Согласно закону из армии началось увольнение военнослужащих 13 стар¬ших возрастов. К 1948 г. этот процесс в основном завершился. Мой прадедушка был демобилизован в конце 1948 года.
Шёл солдат из Берлина
Через гарь, через дым.
Шёл по нивам, долинам,
Возвращался к родным.
Видел всюду разруху
И сожженные хаты.
Вспоминал мать-старуху
И свой дом небогатый,
Где когда-то родился
И мужал, и взрослел,
И на совесть трудился:
Делал всё, что умел.
Долго шёл он обратно,
Он устал воевать.
Но его подвиг ратный
Помнит Родина – мать….
Вернувшись в Беловку, Петр Николаевич устроился на работу в УКОС, где и проработал потом всю жизнь. 7 ноября 1951 он женился на Нине Васильевне Нижегородцевой, у них родились дочь Антонина, моя бабушка, и сын Александр.
Наша семья всегда гордилась и гордится им. Он был примером отваги, мужества, дисциплинированности, отличался трудолюбием, ответственностью. Но главное, что его отличало – это любовь к Отечеству, чувство сопричастности к судьбе Родины.
Я горжусь тем, что мой прадед внес свой вклад в общую Победу в Великой Отечественной войне. Ведь именно, благодаря им, обыкновенным людям в солдатских шинелях, страна одолела фашизм. О скромных тружениках войны мы должны знать все, чтобы оценить мирную жизнь, завоёванную ценой крови и жизни наших прадедов.