Они все победители. И убитые в бою, и умершие в плену.
И совершившие яркие подвиги, и безвестно павшие.
Они все достойны уважения и памяти.
Война, беспощадная и жестокая, погубила и покорежила людские судьбы, оставляя жестокий след на всю их жизнь. Нет, наверное, на всей территории постсоветского пространства семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война. Ведь в то страшное время наша армия несла колоссальные потери. Некоторые вернулись домой, и дожили до старости. Другие остались на поле сражения и до сегодняшнего дня о них мало что известно.
О том, что в нашей семье есть фронтовик, воин Великой Отечественной, я знала с детства – мой дедушка Воробьев Илья Филиппович.
Родился он 01.07.1914 г..в Рязанской области, Чернавского (Милославского) района, с. Озерки. В многодетной семье, где было пятеро детей. Дед Илья был самым старшим, три сестры: Мария, Евдокия, Анна и младший брат Николай. Дедушка рано остался без матери. Прабабушка Василиса-мама деда Ильи, очень рано умерла, оставив всех детей на своего мужа Филиппа. Самому младшему Коле, было полтора года. Из рассказа моей мамы-Воробьевой Нины Алексеевны, прадед Воробьев Филипп ,тоже воевал,но в первую Мировую войну ,был очень строгим и в строгости воспитывал своих детей. Сюда же, в родительский дом, дед Илья в 1934 году привел молодую жену, мою бабушку Куликову Анну Фроловну. Дед Илья был хорошо образованным и перед войной занимал руководящую должность в своем колхозе. В самом начале боевых действий Великой отечественной войны ушел на фронт _.07.1941г., оставив жену с двумя детьми 5 и 2 лет, сына Виктора, моего папу и дочь Клавдию, мою тетю. Из рассказа бабушки Анны, я узнала, как тяжело ей пришлось одной с двумя детьми в семье своего мужа в годы войны, какой они видели голод : приходилось собирать с колхозных полей гнилую картошку, есть лепешки из лебеды.
Бабушка каждый день ждала весточку от своего мужа. Я не знаю, сколько было получено писем от деда Ильи, но одно письмо с фронта было написано точно. Оно пришло в 1944 году без обратного адреса. И больше писем от него не было, а она ждала, ждала, ждала… Но так и не дождалась. С момента последней письменной связи 10.04.44 г., мой дед Воробьев Илья Филиппович, по всем официальным данным числился пропавшим без вести.
Прошло много- много лет, а мысль о том, чтобы найти своего деда не давала мне покоя. Где же ? С чего же начинать раскручивать этот огромный клубок событий многолетней давности? Как и любой современный человек, я решила начать поиски с запросов на разных специальных сайтах и форумах, где люди также ищут своих родных, пропавших в Великую Отечественную. Именно на одном из таких сайтов мне посчастливилось найти информацию о своём деде, из которой я узнала, что на фронт он попал в Псковскую область.
Из истории Псковской области. Обстановка на фронте складывалась трагически. Люто ненавидя Ленинград, как колыбель Великого Октября, гитлеровцы нацелили на него один из главных ударов. По планам немецкого командования на Ленинград через Псков. Для быстрого захвата города на Неве была образована группа из нескольких армий. Фашистская группировка имела до 725 тысяч солдат и офицеров, 13 тысяч орудий, 1500 танков и 1070 самолетов.
Псковская земля в течение 20 лет была пограничной зоной, что сопровождалось размещением на ее территории значительного числа войск, созданием укрепленных пограничных застав. Положение резко изменилось в 1940 году: после присоединения Прибалтики войска были выведены, погранзаставы демонтированы.
Война обрушилась на Псковщину быстро и мощно. 8 и 9 июля уже шли ожесточенные бои за Псков. В боевых донесениях появилось название – Порховское направление. Особое место отводили наступающие войска на город Порхов, как мощному железнодорожному узлу, открывающему путь на Москву. Река Шелонь, на которой лежит город, впадает далеко на северо-востоке при Шимске в озеро Ильмень.
Враг ступил на порховскую землю. Основная масса фашистских войск двигалась по шоссейным дорогам, а отряды Красной Армии оказывались в окружении, вынуждены были вести оборонительные бои. Измученные отступлением солдаты, плохо вооруженные, голодные, продолжали сопротивляться, дрались до последнего дыхания.
11 июля 1941года Порхов был оккупирован немецкими войсками. Ворвались в Порхов, гитлировцы отметили свое появление первыми виселицами. Фашисты безжалостно уничтожали русских людей.
За время оккупации порховская земля немецкими палачами была превращена в гигантскую бойню.
В городе и районе немецкое командование организовало три концлагеря для военнопленных, партизан и подпольщиков, мирного населения. В «ДУЛАГ-100» попадали военнопленные, оказавшиеся в окружении впервые месяцы Великой Отечественной войны. Можно только представить, сколько несчастных наших солдат прошло через муки лагеря за этот период. С августа 1941 года по февраль 1944 года фашисты замучили приблизительно 85 тысяч человек. Известно, что многим удавалось бежать.
Вот что писал об этом месте Тамурбек Давлетшин, один из тех, кто попал в лагерь впервые дни, и кому удалось отсюда выбраться живым:
- Тысячи людей проводили ночи, стоя на земле под открытым небом на малом дворе. Под дождем и ветром они стояли в темную ночь, прижавшись, друг к другу, мокрые, голодные, больные, и лишь поворачивались при изменении направления ветра с тем, чтобы стать спиной к ветру, как делают киргизские лошади зимой в степи. При этих условиях дни казались длинными как год, а ночи — как вечность.
Тысячи людей размещались в нескольких зданиях военного городка, в том числе, в сараях. Не было коек, спали прямо на полу. Окна закладывали кирпичом, закрывали досками, чтобы не дуло – стекол в оконных проемах к тому времени не осталось. Однако многим не хватало места внутри, и они оставались на улице, под открытым небом. В том, числе без верхней одежды, без обуви. Вот почему так велики списки погибших в зимние месяцы. Люди умирали от голода и болезней, замерзали насмерть.
В лагере немцы фиксировали каждого умершего солдата. На него заводили карточку, где указывали имя, фамилия, место и год рождения.
Часть этих карточек совершенно случайно удалось выкупить на интернет-аукционе. Так они попали в руки псковских волонтеров. Шаг за шагом записи на них переводили на русский язык, восстанавливали по крупицам данные о тех, кто умер в лагере «ДУЛАГ-100». Сегодня в этом списке 1000 имен. Сейчас идет розыск родственников погибших.
Благодаря псковским волонтерам, которые позвонили в Богородицкое сельское поселение, откуда мой дед родом, и документам найденными мной на сайтах, я узнала, где похоронен мой дед. Воробьев Илья Филиппович сражался на псковской земле, тяжелораненый был взят в плен и через два месяца от многочисленных ран умер 14.11.1941 г.. Был захоронен в городе Порхов казарма восток (русское кладбище).
Сейчас на месте немецкого концлагеря «Дулаг- 100» стоит мемориальный комплекс - это огромная браткая могила. Окруженный лесом живописный луг в трех километрах от города Порхов Псковской области. Часть открытого сегодня мемориального комплекса, искусственный пруд, назвали «Озеро слез».
Прошедшая в 40-х годах прошлого века война стала тяжёлым испытанием для народов бывшего СССР. Десятки миллионов были убиты, разрушены тысячи городов и сёл, уничтожено более 30 тысяч предприятий, разгромлено около 100 тысяч колхозов и совхозов. Множество людей пропали без вести в том кровавом хаосе, и многие люди до сих пор ищут близких людей, когда-то ушедших на войну, и так с неё не вернувшихся.
Пусть знают о Великой Отечественной Войне и наши дети, внуки, правнуки, а когда вырастут, берегут завоёванную своими предками свободу.