Гузиев Кузьма Васильевич родился 8 июня 1915 года в г. Шебекино. С 15 октября 1940 года служил в 61-м особом саперном полку рядовым. С первых дней Великой Отечественной войны был отправлен на фронт.
При обороне Керченского пролива был взят в плен и угнан в Германию в качестве рабочей силы. Из воспоминаний о Керчи мой прадедушка вспоминал лишь то, что никто из его сослуживцев и командования не хотели попадать в плен.
«… Офицеры на машинах ехали прямо в море,» - рассказывала нам бабушка о тех событиях, которые она помнила из рассказов своего отца. Во время нахождения в плену Кузьма Васильевич зарекомендовал себя с хорошей стороны.
«Гутер ангештельте… » называли его немцы. Единственный раз, когда прадедушка провинился и был наказан немцами –это за то, что он украл у охранника тарелку похлебки, которая стояла на окне и съел ее. В плену Кузьма Васильевич пробыл почти 4 года. Наступил 1945 год. Весной победного года пленные из лагеря были освобождены (среди них был мой прадедушка).
Дедушка очень хотел вернуться домой, к своей семье. Бабушка рассказывала, что ее отец вез много «материи» на одежду жене и детям. Но домой он попал нескоро. Военнопленные рядового и сержантского состава не демобилизуемых возрастов в соответствии со специальным постановлением Государственного комитета обороны от 18 августа 1945 года направлялись в рабочие батальоны для работы в промышленности и восстановления разрушенных во время войны объектов. Прадедушка был отправлен «на лесозаготовки в Архангельск.
Вернулся в село Новая Таволжанка к своей семье в 1948 году. Все, что он вез семье, как подарки, Кузьма Васильевич выменял на теплую одежду и питание и на билет домой.
Как вспоминает бабушка, ее отец пришел домой поздней ночью, в одних портках.