Помнят люди печальные дни
И страданья войны и бомбежки.
Через многие годы слышны
Той жестокой войны отголоски.
Отзываются болью утрат,
В нашей памяти скорбные страсти,
Шли солдаты не ради наград,
Чтобы жизнь защитить от напасти.
Ю.Н.Агеев
Когда я был у бабушки в деревне, мы решили посмотреть семейный фотоальбом. Я обратил внимание на пожелтевшую от времени фотографию. На этой фотографии был мой прадедушка Юрий Николаевич Агеев, участник Великой Отечественной войны.
Отечественная война не обошла ни одну семью стороной. Сколько было пролито крови, сколько унесено жизней! Много было пережито людьми: мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки.
Когда началась война мой прадедушка был очень молод. Но он был очень самоотвержен и хотел защищать Родину. В ноябре 1944 года ему исполнилось семнадцать лет. Прибавив себе год возраста, Юрий Николаевич был призван в ряды Советской Армии. В составе 1138-го стрелкового полка Забайкальского фронта участвовал в разгроме японских империалистов.
В начале июня 1945 года его учебный полк был поднят по тревоге. После короткого митинга курсантов ждал товарный железнодорожный состав. К концу июня их эшелон достиг Забайкалья. Там, в 30–50 километрах восточнее монгольского города Баян–Тумэн, по обоим берегам реки Керулен, началась подготовка к большому переходу через безводную пустыню Гоби и гористую местность Хингана.
Наступил тот решающий день, когда была подана команда отправляться в поход. Молодые ребята шагали по бездорожью под палящим июльским и августовским солнцем, сначала по восемь, а потом по 15 – 18 часов, преодолевая по 40 – 50 и более километров в сутки. Безжалостно палило солнце. Отдельные солдаты, изнуренные жарой, падали в горячий песок. Санитары оказывали им посильную помощь от солнечного удара, отправляли в санчасть. Им каждый день давали кусочек селедки, чтобы избавиться от гнетущей жажды. Много воды пить было нельзя, да ее и не было, чтобы напиться досыта. Иначе организм быстро бы ослаб, а это неминуемая смерть в такую жару.
В предгорьях Большого Хингана произошла небольшая передышка, но она оказалась кровопролитной. Японские войска неоднократно обстреливали наших солдат. Несколько парней погибало от вражеских пуль, не вступая в открытый бой. Но колонны солдат все шли и шли по серпантинам Большого Хингана, таща лямками на солдатских плечах пушки. Только там, за перевалом, нашим солдатам пришлось штурмовать Халун – Аршанский, укрепленный район. Далее им предстояло взять города Солунь и Ванъемяо.
Вход наших войск в пригороды городов Солунь и Ванъемяо обозначил важный этап в наступательной операции. 17 августа 39 Армия овладела городами Сыпингай и Чанчунь, где находился штаб Квантунской армии. На другой день японское командование приняло условия о капитуляции. В двадцатых числах августа армия вошла в города Порт–Артур и Дальний. И тут, у берегов Желтого моря, закончился их поход.
Порт-Артур (я был там в сорок пятом).
Память тех, давно ушедших дат
до сих пор храню я в сердце свято,
ратный труд простых людей – солдат…
За боевые заслуги Ю.Н.Агеев был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Японией», и ещё восемью юбилейными медалями.
Вернувшись на родину, в 1951 году, прадедушка работал заведующим отделом районной газеты «Вперёд», а затем редактором Николаевской районной газеты «Маяк коммунизма». Он писал очень много стихов, поэм, рассказов. Мне очень нравится его стихотворение о военном времени «Вспомнились окопы».
Как-то внучка милая, Наташка,
Не найдя под цвет карандаша,
Рисовала белые ромашки,
Яркими листочками шурша.
Наклонив головку от старанья,
Тихо носом шмыгала она…
Что-то обожгло мое сознанье, Вспомнились окопы… и война.
Август был,
Жара томила тяжко
Страшен час затишья на войне!
-Надо же!
За бруствером ромашки –
Друг-товарищ, помню, молвил мне.
И как будто их не видел сроду,
Отложив в сторонку автомат,
Потянулся он к красе природной,
Больно сладок был их аромат.
Вдруг земля с невероятной силой
Поднялась над бруствером стеной,
На мгновенье я оглох от взрыва,
Белый свет затмился предо мной.
И когда я пыль стряхнул с рубашки,
Посмотрел вокруг. И в тот же миг
Я увидел… красные ромашки,
Возле них – товарищ мой поник.
Стало тихо. Только дрожь по телу.
Он лежал…
И страшно стало мне.
Тот окоп и стал ему постелью,
Рубежом последним на войне.
Читая это стихотворение, у меня наворачиваются слезы. Наше поколение не слышало воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видело разрушенных бомбами домов. Только из фильмов мы знаем об окопах и траншеях. Но мы обязаны знать, какой ценой было завоевано наше счастливое будущее.
Я горжусь своим прадедушкой и другими солдатами, которые завоевали нашу Победу! Мы им обязаны жизнью и мирным небом над головой и никогда не должны забывать об их подвиге!
Старые фотографии хранят всю правду о прошлом. Так из поколения в поколение передается память. Когда-нибудь историю своей семьи я с гордостью передам своим детям, внукам и правнукам. Это и есть, настоящие ценности, которые будут вечны.
Агеев Юрий Николаевич
Статьи по теме
Нестеров Александр Григорьевич
Нестеров Александр Григорьевич 1923 года рождения Война… Самое страшное – это война. Самое невозможное – это война. Самое немыслимое – это война. Помнят люди печальные дни И страданья войны и бомбежки. Через многие годы
Мой прадедушка участник Великой Отечественной войны Василий Алексеевич Юд ...
Память о Великой Отечественной войне навсегда останется в наших сердцах… Прошло уже более семидесяти лет, как закончилась самая страшная война в истории нашей Родины. История страны не знает страничек более страшных, чем это событие.
Шаповалов Дмитрий Васильевич
22 июня 1941 года «Началась война…» – В этот день Ты верным стал солдатом, И тебе, Прошедший бой солдат, Люди За победу в сорок пятом От души Спасибо говорят. М.Казаков
Я помню! Я горжусь! Овсяников Николай Николаевич
«Я помню, я горжусь» Овсяников Виктор Александрович, 5 класс МБОУ ВМР «Надеевская основная школа» Вологодского района Вологодской области Нам время вспять не повернуть: когда-нибудь они уйдут, Те, кто победу приближал, и
Что я знаю о Великой Отечественной войне
Что я знаю о Великой Отечественной войне? «Сколько войною задето Седых и детских голов. Мы о войне этой знаем Лишь по рассказам дедов.» Я не много знаю о Великой Отечественной войне. Только то, что рассказывали родители, и то, что
Калиев Кайдар
Каждая фотография – это кусочек жизни, который может рассказать очень многое. Возможно, именно поэтому мы все испытываем особые чувства, когда берем в руки старую фотографию. Они дают возможность прикоснуться к истории семьи, к тому времени, о