Фамилия Кульпиных в нашем посёлке известная. Родился Кульпин Василий Павлович в 1923 году в поселке Спасский Верхнеуральского района Челябинской области, вторым ребёнком Павла Даниловича. Чуть постарше его был Егор.
Это было время, когда страна не оправилась от Гражданской войны, от голодных 21-22 годов. И отцу с матерью приходилось трудиться на своих десятинах, чтобы войти в колею, до седьмого пота.
Василий, несмотря ни на что, рос как на дрожжах, смышлённым, подвижным, энергичным. В 8 лет пошёл в школу, учился только на отлично. Рано включился в работу. Вместе со старшим братом помогал отцу обрабатывать их десятины, выращивать все для пропитания семьи.
Началась коллективизация, Кульпиных раскулачили, семье пришлось связать свою судьбу с колхозом. Василий учился в школе, а летом трудился на различных работах в колхозе. Будучи общительным парнем, быстро понял все прелести коллективного труда. Колхоз «Политотделец» постепенно набирал силу, выращивая большие урожаи, на трудодни колхозники стали получать много хлеба. Жизнь становилась лучше. Василию всё это нравилось. И в декабре 1942 года он уходил на фронт активным комсомольцем.
Служил в пехоте, в 14 отдельной лыжной бригаде на Северо-Западном фронте. Воевать пришлось мало. В первом же бою в марте 1943 года за деревней Старая Мещанка в районе Старой Руссы у реки Ловать его тяжело ранило в руку и ногу. Потерял сознание, истекая кровью, примёрз ко льду реки. Бой бригада проиграла и отступила. В таком состоянии Василия немцы взяли в плен. И начались лагерные мытарства. Рука сильно болела, вздулась, завелись черви, и никакой медицинской помощи. Кормили плохо. Поддержал один чуваш-моряк : достал где-то кусок масла, сам не съел, а велел Василию каждый день съедать по кусочку. «Ты юнга, ты должен жить»-сказал он.
Немного поправившись, Василий с товарищем решили бежать. Звали с собой своего спасителя-чуваша, тот отказался. Подвернулся случай- они сбежали, но их догнали, дали по 25 плетей и вернули обратно. После этих плетей 12 дней ползал на четвереньках, не мог ни сидеть, ни стоять. Вскоре опять бежали. Было ещё страшнее: их догнали собаки в зарослях, в клочья изодрали. После этого побега их как «неблагонадёжных» отправили в лагерь Лансдорф в блок смерти. Но и здесь нашлись добрые люди. В лагере объявили, кому нужна медицинская помощь, собраться у белого барака с дымящими трубами. Василий стоял в очереди на «приём к врачу», и потерял сознание. Очнулся, военнопленный врач чистил его раны. Это были подпольщики. Они спасли его от смерти. От них он узнал, что в бараках на пленных испытывают химическое оружие. Они посоветовали любым способом выбираться из этого блока.
Вскоре один заводчик-чех набирал себе рабочих. В бригаду напросился Василий. С питанием стало лучше: в суп из брюквы стали добавлять муку. Иногда помогали мирные жители. Однажды немец подходит и спрашивает: «А правда, что у коммунистов рога растут?» Василий снял шапку: «Где у меня рога?». За это его избили до полусмерти. Потом его, потерявшего сознание, друзья утащили и спрятали. После очередного побега их с другом выдала немка, у которой они попросили поесть. Через 4 дня их отправили на виселицу. Под ноги что-то поставили, надели петли на шеи. Мы уже прощались друг с другом, с белым светом. Но вдруг появился офицер и, отменив приказ, сказал: «Они ещё юные и будут хорошо работать на великую Германию».
Как-то уже в конце войны заключённых погнали в шахту на работу, но она была уже в руках русских. Пришлось возвращаться. Через несколько дней военнопленных погнали к лесу, чтобы расстрелять. Друзья вновь бежали и спрятались в подвале одного из домов, заполненном тухлой водой. Просидели там сутки. Выйдя из подвала, увидели своих, движущихся на запад. Радости не было конца. Рассказали офицеру, что колонну пленных в 1500 человек погнали к лесу, чтобы расстрелять. Танкисты Советской Армии сделали всё, чтобы отбить несчастных. Произошло это 2 мая 1945 года.
Василий Павлович попал в плен молодым, крепким парнем весом 80кг вернулся из плена, потеряв 42кг. Отлежав в госпитале, Василий Павлович ещё служил в советских войсках на территории Германии, Австрии, Венгрии. Демобилизовался в марте 1947 года.
Вернулся домой израненный, изодранный собаками, но не сломленный, не потерявший силу духа и оптимизма. Сразу же включился в работу, работал учётчиком тракторной бригады, трактористом, комбайнёром, бригадиром, главным механиком колхоза. И, где бы он не работал, слава о нём гремела по всему району, да и по всей области. После реорганизации колхоза в совхоз «Приуральский» он занимает пост главного инженера, председателя рабочего комитета, односельчане открытым голосованием выбирают его 3 раза подряд председателем Спасского сельского совета (главой администрации поселения). Но те мытарства по лагерям сказались, да и после фронта, каждую весну, до 1953 года, его вызывали в военкомат на допрос (все, кто побывал в концентрационных Лагерях, считались изменниками Родины, умри, но в плен не сдавайся), а мать, Мария Перьфирьевна, сушила узелок с сухарями. Пришлось сбавлять обороты, перешел на менее ответственную работу нормировщиком, начальником газовой службы совхоза.
За свой боевой путь имеет медали «За отвагу», «За победу над Германией», орден Отечественной войны, орден Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медаль «За освоение целинных земель», несколько юбилейных медалей.
В личном плане всё было успешно: женился на Спасской девушке Арзамасцевой Антониде Михайловне, построил добротный красивый дом. Супруга подарила ему сына Александра, в последствии стал штурманом дальней авиации, полковник, дочерей Татьяну и Надежду. А какой это был красивый, весёлый, обаятельный человек! Но была сложность, его долго не принимали в партию потому, что был в плену. Только в 1957 году он стал коммунистом. Василий Павлович скончался незаметно, утром угнал корову в табун, пришел домой, прилег и умер. 4 инфаркта и ишемия сердца. Было это 13 июня 1992 года. Проводить его в последний путь пришел весь поселок (был выходной, праздник Троица и люди в первый раз праздновали День России, все съехались на Сабантуй- ежегодный праздник после окончания посевной.)
Автор: Дубровская Татьяна Васильевна, рассказала о своём отце Кульпине Василии Павловиче