Моя прабабушка Вера Ивановна Павлова (Епифанова) родилась в 1922 году в городе Колпино Ленинградской области.
Ее отец был военным врачом, полковником. Некоторое время он даже служил на легендарном крейсере «Аврора». Мама моей прабабушки родилась в семье архитектора. У Ивана Васильевича и Любови Ивановны было четверо детей: Вера (моя прабабушка), Виктор, Екатерина и Александр.
Когда началась война, семье прапрадедушки была предложена эвакуация. Все собрались на совет. Старший брат Витя сказал, что никуда не поедет. Младший, Шура, его поддержал. Вера хотела уехать, а Катя сказала, что если все останутся, то и она останется, а если все поедут, то и она поедет тоже. Семья из Колпино перебралась в Ленинград. Вскоре началась блокада.
Прабабушка рассказывала, что был страшный голод и холод. По карточкам выдавали хлеб-тоненький кусочек в 125 грамм. И это на весь день! Однажды, когда немцы бомбили Ленинград, Вера и Витя оказались на улице. А когда немецкие самолеты улетели, подъехал трамвай и довез брата и сестру до дома. Это был единственный трамвай, который ходил по блокадному городу, и ленинградцы его очень любили. А пережив бомбежку, прабабушка стала бояться рева самолетов.
Многие люди от голода теряли рассудок. Однажды Вера увидела, как один их сосед поймал на улице кошку, сварил ее и съел. А потом умер в страшных мучениях. От голода скончался и маленький брат Шура. Мама одела его в красивый костюмчик, завернула тело в простыню и на саночках отвезла в братскую могилу. Витя погиб, когда дежурил на крыше дома во время бомбежки. Братья прабабушки похоронены на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге. Их имена записаны в электронной книге памяти жителей блокадного Ленинграда. Получилось так, как они и говорили: «Мы здесь родились, здесь и умрем».
Когда замерзло Ладожское озеро, появилась «дорога жизни»- узенькая полоска, которая была недоступна немцам. По ней в осажденный город везли продукты и эвакуировали людей. Прабабушке с сестрой и мамой удалось уехать. Во время эвакуации пропала сестра Катя. Она была очень слаба, поэтому ее везли в санитарном вагоне. На каждой станции Вера ходила проведывать Катю. Потом санитарный вагон отцепили, и Катя потерялась. Прабабушка искала ее всю жизнь, но найти не смогла.
Прабабушка и ее мама попали на Кубань. Местные жители не знали голода, поэтому сначала посмеивались над худобой, землистыми лицами и спутанными волосами ленинградцев. Молодых девушек называли старухами. К еде приучались постепенно, иначе можно было умереть. Есть очень хотелось, но приходилось сдерживать себя. Прабабушка вспоминала, что ей очень помогал преодолеть голод маленький кусочек черного хлеба с солью.
Потом прабабушка с мамой попала в город Мариинский Посад, а потом в Чебоксары. Туда было эвакуировано из Ленинграда медицинское училище. В нем Вера и стала учиться. Ее очень полюбила директор училища, потому что они были земляками. Прабабушка вспоминала, что писали они на старых газетах, ведь тетрадей не было.
Всю жизнь прабабушка работала фельдшером в поликлинике, вышла замуж, вырастила двоих сыновей. Она была награждена медалями «Ветеран труда», знаком «Житель блокадного Ленинграда» и юбилейной медалью к 50-летию Победы. Она умерла, когда мне было 2 года. Конечно, я не помню прабабушку Веру. Остались ее фотографии и воспоминания о ней моей мамы.
Ученик 4 класса ДШИ №1 г. Воронежа Гоцев Николай