Я хочу рассказать о своей соседке, бабушке Мане, так ее называли все односельчане. А для меня она была как родная прабабушка, потому, что была очень добрая. Ее уважали и любили все жители села.
Это жительница села Троицкого Быстрая Мария Васильевна, участница трудового фронта.
Родилась Мария Васильевна 6 августа 1922 года. Война застала Марию дома, в родном селе. Ее мужа, Быстрого Степана Павловича, призвали на фронт в первые дни войны. Вскоре село было оккупировано фашистами.
Жителям села, как и Марии, пришлось испытать все тяготы фашистского гнёта.
Очень страшно было, когда немцы пришли в село. Они сразу заняли их дом, а семью Марии просто вышвырнули на улицу. Во дворе у них было два сарая, они там и поселились. Все хозяйство, которое было у них, фашисты забрали.
Однажды немцы привели раненых военнопленных и поселили их в другом сарае.
Мария с сестрой и братом, рискуя жизнью, по очереди, тайно от немцев, ночью носили им продукты, бинты и медикаменты. При отступлении немцы расстреляли пленных прямо на глазах у Марии. Как же она тогда плакала.
Жизнь была очень тяжелая. Маму Марии немцы заставляли стирать для них белье, мыть сапоги и делать всю грязную работу.
А молодых женщин фашисты каждый день выгоняли из домов и гнали рыть окопы в село Самбек. Утром рано вставали, строились и шли. Назад шли поздно вечером. Голодные, замерзшие. Если кто-то приостанавливался передохнуть, били плетками.
Всегда было ощущение голода. Зимой ели мерзлую картошку, пекли из неё блины или оладьи. Суп варили из свекольной ботвы. Из оставшихся на полях снопов пшеницы по ночам воровали колоски, молотили их подручными средствами и варили похлебку.
После освобождения села, Мария Васильевна сразу начала работать в колхозе. Истерзанную землю, руины, запустения, страшное горе оставили после себя здесь фашисты. Осенью и зимой 1943 года пасла на поле скот, корма животным не было. Голодали и люди, и животные. Нужно было снова возрождать из развалин село, восстанавливать артельное хозяйство.Работали женщины, старики, подростки, все мужчины сражались на фронтах, гнали фашистов на запад. Техники не было. Приходилось пахать землю волами. Работала в полеводческой бригаде от зари до темна. Зерно веяли вручную и отправляли на Неклиновский элеватор. Зерна было мало. В 1944 году в колхозе насчитывалось 2500 га земли, из них 1000 га была исполосована окопами и ходами сообщений, минными и проволочными заграждениями. Окопы закапывали вручную. Каким то образом сохранилась пара лошадей, десять-двенадцать коров, отремонтировали 2 трактора «СТЗ».
Началась послевоенная тяжёлая жизнь. Хлеба в магазинах не было. Хлеб давали по карточкам и только работающим в городе, а колхозники жили впроголодь. К победной весне сорок пятого в колхозе уже было 150 голов скота, из них 50 коров, 400 голов птицы. Прибавилась и техника, в том числе автомашина «ЗИС-5. В том же 1945 году привели в порядок сады, лопатами вскопали 50 гектаров земли, на которой посеяли овощи. Ее муж дошёл до Берлина и в 1947 году вернулся в село. Начал тоже работать в колхозе. Мария Васильевна, выйдя на заслуженный отдых, долго еще продолжала работать в колхозе.