Многовековая история нашей страны имеет множество загадок и неразгаданных тайн, и на каждом временном этапе она претерпевает значительные, а то и коренные изменения. Наши предки отправлялись на войну, поднимались на восстания, бунты, революции, боролись за свободу и справедливость, не боялись рисковать своей жизнью, идя на смерть. Они делали всё, чтобы нынешнее поколение имело достойную и справедливую жизнь и не видело войн. Они жертвовали собой, чтобы сейчас мы наблюдали мирное небо над головой. Они испытали голод, болезни и страх, чтобы сейчас мы не испытывали ни в чем нужды. Наш долг – знать историю своей страны, уважать и ценить тех, благодаря кому мы можем жить спокойно.
Моей двоюродной бабушке, Любишкиной Марии Яковлевне, в этом году исполнится 80 лет. Она родилась в республике Мордовии, но большую часть своей жизни провела в дорогой её сердцу деревне Исеть Качугского района. Бабушка любит рассказывать своим внукам то, что знает сама, она говорит на родном языке, учит внучек петь мордовские частушки. У неё удивительная память. Каждый раз, когда она начинает рассказывать о своей жизни, всегда повторяет: «Не дай Бог кому-то испытать то, что испытала я!»
К началу Великой Отечественной войны бабе Марусе было пять лет. Её сестра, Екатерина Яковлевна, моя родная бабушка, родилась на четыре года позже – в 1941 году, а умерла, когда я ещё была совсем маленькая.
« … Я всё помню, - говорит баба Маруся. - Даже помню, как отца провожали на войну. Люди идут по деревне, идут, кто с гармошкой, кто плачет – на войну же провожают. Отец сел кушать, и бабушке нашей говорит: «Анна, ты Марёк не обижай, это твоя кормилица». Никогда я это не забуду. А Кати ещё не было, она в животе была. Отец ушёл на войну, мать Катю в бане рожала, принесла домой, в подоле. А бабушка моя говорит Кате: «Ой, какая ты несчастная! Зачем родилась, Катя?» А мать наша отвечает: «Ты зачем её так благословляешь? Не надо так говорить. Родилась – пусть растёт». Вот так мы росли…»
В семь лет Мария пошла в первый класс в школу за семь километров от дома.
«… Мои первые учительницы – Софья Антоновна, Анна Нифремовна и Анастасья Петровна».
- Валуева, пиши.
- А у меня нету чернил.
- Да ты сделала бы хоть из сажи.
Руками царапаешь-царапаешь в печке. Сажа такая чёрная – вот и чернила сделаешь. А сажи нету, спичек нету, топить нечем. Утром встанешь – топить нечем. Посмотришь, у кого дым идёт – пойдёшь. Баночка на руках, туда уголь наложишь маленько. Идёшь и думаешь, чтоб загорели. Возьмёшь два камня и стучишь друг об друга, а когда искры появятся – вату подлаживаешь, чтобы загорелась… А в школе дадут кусочек хлебушка, не ешь, а в пальто засунешь и домой понесёшь. Вот что бабушка ваша видела. Никто такого не видел. А почему я не ругаюсь, почему я не могу обидеть никого? Мне всех жалко».
«Сшила бабушка пальто мне, ткала сама. Сшила – вот такое длинное, пуговиц нету. Я пальто верёвочкой завяжу, и большая уж девка, и пойду в клуб. Ещё пляшу, а рукава большие, длинные – страх божий. Вот я всё думаю, если бы я сейчас пошла в школу, в первый класс, и всю свою одежду одела бы, в чём ходила, - фотографировали бы. Показали бы всем – вот как раньше ходили! Обуви нету – в лаптях. А на улице половодье, грязь. А как пройти? Надо же пройти. Чурочки деревянные привяжешь к лаптям – и идёшь. А мне Софья Антоновна говорит: «Валуева, когда ты чиколотки снимешь?» Я говорю: «Когда половодье пройдёт. А я как буду ходить по воде?» А сейчас люди, видишь, как красиво одеты, ой, как красиво! А мы как ходили? Не дай Бог».
«Сумку из тряпки шили, верёвочкой завяжешь и держишь, чтобы книги не выпали. Чернильницу повесишь на шею, обольёшься весь, пока дойдёшь...»
Когда прадедушка Валуев Яков Федулович ушёл на войну, на хрупкие женские плечи свалилась вся работа – и женская, и мужская. А в доме остались прабабушка - Анна Николаевна, её сватья – Матрёна Васильевна и две дочери с разницей в пять лет. Маленькие баба Маруся с бабой Катей не знали беззаботного детства, которое было у нынешнего поколения. С самого раннего детства они познали, как тяжела взрослая жизнь. Во время войны испытали всё – и голод, и холод. Работали по дому, не уставая, чтобы хоть как-то прокормить не только себя, но и других.
«Сейчас говорят: «Какая жизнь плохая!» Как плохая? Хлеба не было. Жизнь у меня нехорошая была. Я росла плохо. Сколько я видела, сколько я голод пережила… Не дай Бог. Картошку выкопают на поле – и пойдёшь после копки, и копаешь, копаешь. Картошку найдёшь, полкуля соберёшь, - и на базар унесёшь, продавать… У нас корова была одна, а её нечем кормить зимой. Мы с Катей на ферму прибежим, когда там отходы выкидывают, и караулим вдвоём. У всех мужики есть, сыновья, работники, а у нас нет, не рабочие мы. И караулим мы, когда вывезут с базы. Вывезут, опрокинут, мы скорее саночки возьмём, соберем солому с отходами – и корову накормим».
До 1958 года баба Маруся работала в бригаде на родине, а баба Катя – телефонисткой на почте. Выйдя замуж за Любишкина Ивана Васильевича, баба Маруся вместе с мужем уехала в Красноярск, где они прожили один год и вернулись обратно в Мордовию. Три года молодые бабушка с дедушкой прокладывали рельсы на станции «Зубова поляна» Мордовской АССР до Ярославля. А в 1961 году приехали в Сибирь вместе с сестрой - бабой Катей и матерью – Анной Николаевной, получили дом, где бабушка Мария живёт до сих пор, только уже одна. Старшая дочь – Ульяна, живёт в Краснодаре, вместе со своей семьёй, и приезжает очень редко, шестеро сыновей живут недалеко и приезжают чаще, четверо из них – живут и работают в одной деревне с матерью и помогают ей. Бабушкина радость – внуки приходят почти каждый день и радуют глаз своим жизнерадостным настроением и беззаботным весельем. Глядя на них, баба Маруся спокойна – они не видели того, что видела она в их годы, и не знают, что пришлось пережить детям, лишившимся детства в годы Великой Отечественной войны.
У нас есть всё, чтобы жить. Даже больше. Разнообразные гаджеты, электронная техника, телевизоры, компьютеры и многое другое, без чего в настоящее время обойтись нельзя. Люди, как могут, стараются улучшить жизнь, но этим же они её и усложняют. Миллионы людей пользуются всеми благами, и многих всё равно не устраивает их жизнь. Оглянитесь вокруг, ведь осталось уже не так много людей, глядевших на жизнь совершенно другими глазами и видевших такую жизнь, какая нам, наверняка, и не снилась. Мы смотрим кинофильмы о войне, изучаем в школе события тех лет, но нам никогда не испытать чувств, каких испытали наши предки, пережившие войну. Быть может, они живут в какой-нибудь деревне, откуда все молодые и перспективные люди, подающие надежды, уже уехали, оставив старшее поколение доживать свой век.
Безусловно, жизнь в городах намного насыщеннее и живее, интереснее и увлекательнее, здесь открываются бесконечные возможности для деятельности. Но в суете шумных городов никогда не стоит забывать о тех, кто остался там, в глуши, и каждый божий день задаётся вопросом: «Как же им живётся, хорошо ли, плохо ли?», порой, не думая о себе и о том времени, которое им пришлось пройти. Но раз у нас есть все, тогда, быть может, нам не стоит жаловаться на жизнь, а стоит жить по совести, заботясь о своих родных и близких. Жить так, чтобы не опозорить честь народа и своей страны, помогать тем, кому действительно нужна помощь, и не забывать тех, кто 75 лет назад ушёл сражаться за свою Родину, и тех, кто остался в тылу. Наш долг – сохранить историю и прожить достойную жизнь, как прожили наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки, совершая подвиг во имя великой Отчизны.
Автор: Васильева Юлия, 10 класс, МКОУ «Качугская СОШ № 1»
Руководитель: Шахбазова Наталья Петровна, учитель истории МКОУ КСОШ №1
По материалам XVII Всероссийской научно-практической конференции школьников "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", г. Усть-Илимск, 2016 г.