Фронтовой роман длиною в жизнь.
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Д.Самойлов
.Для меня и моей сестры слово «война» навсегда будет связано с историей жизни прабабушки и прадедушки Оберемок Александры Андреевны и Ивана Антоновича. В заветной шкатулке среди самых дорогих для меня вещей хранятся их фотографии как талисман любви, веры и надежды.
Суровой зимой 1942 года Шура будет мобилизована на рытье окопов в район Лысых Гор. Лопата и лом вместо привычных костяшек на счетах (после школы поступила учиться на счетовода) в руках юной девушки – это непосильная ноша, но огонек надежды поддерживал в самые тягостные минуты. Желание защищать свой дом и своих близких приведет Александру на фронт. В составе 56-го зенитного артиллерийского полка она дойдет до Германии. Многое пришлось пережить: ночные бомбежки вражеских самолетов, ужас смерти, потеря друзей. Наверное, боль незатянувшихся ран в душе не позволяла ей вести пространные разговоры на тему войны. А о гибели лучшей подруги – ленинградской девушки Ларисы - до последних дней вспоминала баба Шура со слезами на глазах.
Но молодость и на войне – молодость. На фронтовых дорогах далекого 43 года судьба подарила бабе Шуре встречу с красавцем баянистом Иваном. Они полюбят друг друга и создадут после войны семью на турковской земле.
Иван Антонович Оберемок родился в Казахстане. В 1939 он был призван в ряды Красной армии. Отслужив 3 года, уже ждал приказ о демобилизации, но тут началась война… И Иван в звании старшины будет направлен на фронт тоже в 56-й артиллерийский полк. В какую из редких светлых минут приглянулась ему скромная девушка по имени Шура, о том приходится только догадываться. Но с этого момента он не упускал ее из вида. Однажды даже решился на отчаянный поступок: стараясь обратить на себя внимание, воспользовался служебным положением и назначил ее в ночной караул. В эту ночь фашисты бомбили их место дислокации самым изощренным способом: они сбрасывали с самолетов ведра с зажигательной смесью. Казалось, даже земля вокруг горела. Баба Шура вспоминала: «Может, меня и спасло в эту жуткую ночь то, что я не бегала в панике, а стояла в отведенном мне месте, строго выполняя его приказ. Может, Ваня как ангел-хранитель меня и спас».
Дойдя до Берлина, они расстались в победном мае: девушек-зенитчиц демобилизовывали раньше мужчин. Перед разлукой на подаренной ей фотографии он напишет: «На долгую память своей любимой Саше. От Вани». За скромными строками признания в любви мне видится сегодня фронтовой роман длиною в жизнь. Любимая Саша уже после смерти мужа признается внучке, моей маме: «Я всегда чувствовала себя рядом с ним счастливой».
Страна встречала своих победителей торжественно. Баба Шура позже часто вспоминала, как ликовали люди, как играл духовой оркестр и как смущенным девушкам дарили букеты сирени, цветы, ставшие для нее навсегда счастливой приметой.
Скромница Шура даже представить себе не могла, что этот чернобровый баянист и балагур приедет за ней в Турки. И вот в сентябре получает весточку: «Еду. Встречай». И будущая жена отправится в Летяжевку встречать своего суженого на паре запряженных быков. Я думаю, каким же сильным было чувство, пронесенное через нечеловеческие испытания, чтобы после почти 8 лет разлуки с родным Казахстаном поехал он в незнакомые Турки. И пойдут они с этого года по жизни рука об руку. Будут много трудиться, он инженером в дорожном участке, она продавцом в магазине. Построят дом, достойно воспитают дочку и сына, дождутся внуков, а баба Шура и правнуков. Обожженные войной, они сохранят в сердце способность любить …
Похоронены прабабушка и прадедушка в одной могиле. Вот так навсегда соединились два любящих сердца. А их история жизни живет и будет жить в нашей памяти и в наших сердцах.
Автор: Хамзатова Милана