Казарян Иван Карпович
Жизнь человека - отражение жизни родного края и всей страны. Поэтому уточнение каждой биографии важно не только для родственников. Это свидетельство нашей истории, которую надо знать и сохранять для последующего поколения.
«История одного человека»
Фото незнакомца.
Меняются события, движется время, а интерес к великому прошлому по-прежнему сохраняется. Ведь история невозможна без памяти. А память человеческая хранит многое. Фотоснимок зачастую является главным и единственным объективным свидетелем прошед¬шего времени.
Однажды, разглядывая один из семейных альбомов, я нашла очень старые фотографии (фото 1). На них изображен незнакомый мне мужчина с крупными чертами лица. Широкие брови, обрамляющие большие темные глаза, делают взгляд немного строгим, серьезным и задумчивым. Я стала искать фотографии с изображением этого человека. Вот он в военной форме, а вот в белом халате в окружении коллег. Нашла я фотографии незнакомца рядом с улыбающейся женщиной, в окружении родных, за игрой в шахматы. Уже одни фотографии могли многое рассказать об этом человеке. И в то же время увеличивалось количество моих вопросов. Я обратилась к папе и бабушке и услышала интересный рассказ о судьбе человека, который приходится мне прадедушкой. Все события его жизни проходили в контексте истории нашей страны в нелегком XX веке.
Далекое детство
Родился мой прадедушка Казарян Иван Карпович в столице далекой солнечной Армении городе Ереване в 1909 году (фото 2,3). В начале XX века Армения была разделена на две части. Восточная входила в состав Российской империи, Западная же находилась под гнетом султанской Турции. На всю жизнь маленький Ваня запомнил рассказ отца о том, как тот чудом выжил в печально известной резне армянского народа в 1895 году. Отец прадеда спас себя тем, что спрятался в куче убитых и пролежал там несколько часов. Смутно помнил мальчик образ мамы, ушедшей из жизни, когда ему было всего девять лет. Мама болела долго и тяжело. Ваня запомнил её горячие руки, запавшие глаза и слабый голос. Через некоторое время отец женился, приведя в дом новую жену с детьми. Несладко жилось Ване в этой новой жизни. Отца почти всегда не было дома, он уезжал по нуждам службы. Мачеха не жаловала пасынка, частенько оставляя его без обеда и ужина. И пропитанием подростка служили городские отбросы или кусок хлеба от сердобольной соседки. И все же невзгоды, павшие на детские плечи, не сломили моего прадеда. Он не стал хулиганом, или двоечником, наоборот, он старался учиться изо всех сил. Ведь у него была мечта. Мечта, которая появилась в те дни, когда он сидел у постели умирающей мамы. Ваня всей душой желал стать доктором, и этой мечте суждено было исполниться.
Исполнение мечты
В 1936 году Иван приехал в Ростов-на-Дону, успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом Ростовского медицинского института. К слову сказать, история основания Ростовского Государственного Медицинского Университета (сегодняшнего РГМУ- фото 4) значительно отличается от истории подобных медицинских ВУЗов России. В 1915 году Российский Варшавский Университет был эвакуирован из Варшавы в Ростов-на-Дону, где он был преобразован в Донской Университет. Лучшие представители медицинских институтов Варшавы, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани были собраны на его медицинском факультете и основали собственную уникальную Ростовскую медицинскую школу, которая стала одной из лучших в России. Позднее медицинский факультет университета был объединен с Ростовским Медицинским Женским Институтом и стал крупнейшим центром по обучению медицинского персонала на Юге России. В 1930 году на базе факультета был организован Медицинский институт. Получается, что моего прадеда учили лучшие медики того времени! Квалификация врача ему была присвоена 23 июня 1941 года, на второй день Великой Отечественной войны (фото 5). Так исполнилась мечта моего прадеда! Но история страны сложилась так, что стать ему пришлось военным врачом.
Когда мы встретимся с тобой
На первом курсе института Иван познакомился с девушкой. Она очаровала его с первого взгляда. Ее карие глаза, темные волнистые волосы, обрамлявшие доброе улыбчивое личико - все это заставляло его душу петь, наполняло счастьем. Лиза – а мечту моего прадеда звали именно этим мягким, женственным именем – ответила ему взаимностью. Они поженились, а через год у них родился сын – Давид (по документам), на русский же манер мальчика звали Вовой. Несмотря на финансовые трудности, молодая семья была счастлива. Рос здоровый крепкий сын, прадед заканчивал институт, преподаватели пророчили ему головокружительную карьеру. Но все изменила война…
Прадед ушел на фронт в первые дни войны. Глаза его Лизы полные смертельной тоски не раз снились ему ночами в холодных блиндажах и окопах. Вероятно, она предчувствовала, что виделись они последний раз. Осенью 1943 года Лиза скончалась от тифа. Перед смертью она попросила свою младшую сестру Евдокию не оставлять ее малыша. Дуся обещала вырастить Вовочку как собственного ребенка.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
Об участи прадеда в Великой Отечественной войне до моих дней дошло очень мало сведений. Да и он, по словам моей бабушки, не любил вспоминать об этих днях. Сухие сведения дают документы, сохранившиеся в семейном архиве. Справка для предъявления по месту жительства: «Выдана настоящая офицеру запаса капитану Казарьян Огоджан Карапетович в том, что он в период с 20 июля 1941 года по 6 августа 1946 года находился на действительной службе в Советской Армии» (фото 6,7).
В военном билете офицера запаса вооруженных сил Союза ССР, на странице «Участие в Великой Отечественной войне с Германией и войне с Японией» есть сведения о том, что с сентября 1941 года прадед был врачом 164 медицинского подразделения 165 стрелковой дивизии, а с августа 1945 врач 1374 артиллерийского полка 29 армейской бригады, 6 августа 1946 приказом № 0945года уволен в запас из Прикарпатского военного округа со званием воен.врач 3 ранга (фото 8). Награжден медалями «За победу над Германией» и «За оборону Киева» (фото 9).
Со слов бабушки добавлю, что полевой госпиталь, в котором дед лечил раненых солдат, однажды попал в окружение немцев. Врачи и санитары до последнего защищали раненых, но, к сожалению, их взяли в плен, а раненых фашисты зверски расстреляли. Прадедушка попал в концлагерь, где чуть было не погиб. После освобождения из плена он подвергся очень строгой проверке, это было государственной необходимостью, ведь среди пленных могли быть предатели или шпионы. Прадедушка прошел эту проверку и, когда кончилась война, он вернулся домой. Документальных подтверждений эти сведения не имеют. Ранение же, полученное прадедом во время указанных выше событий, станет причиной трагедии, которая разыграется уже задолго после войны.
Начало мирной жизни.
И вот наступила долгожданная победа и возвращение домой. А дома ждала беда: не стало любимой и дорогой жены Лизы. Но жизнь продолжается, и Иван Карпович должен был жить дальше ради сына, ради своих многочисленных пациентов. Вернувшись, он нашел сына на попечении младшей сестры Лизы – Евдокии (фото 10,11). Иван Карпович был благодарен Дусе за заботу о сыне, она чтила его жизненный опыт, да и жизни без маленького Вовочки себе не представляла. И так получилось, что эти три человека и не стали расставаться, а создали новую семью. Позже у Евдокии и Ивана родились еще два сына – Григорий (мой дедушка) и Алексей. Владимир и Григорий, подобно отцу, стали врачами (фото 12).
Едва ли в мире есть профессия, которая была б важней
После войны Иван Карпович продолжил работать по своей профессии. Он был направлен врачом в Мартыновскую районную больницу, а затем главврачом в больницу Большеорловского поселения. Здесь с семьей он жил и работал до конца своей жизни. Росли мальчики. Жена Евдокия работала женским парикмахером. И днем и ночью, и в непогоду жители слободы видели уважаемого всеми врача, спешащего на очередной вызов с неизменным чемоданчиком в руках. Он был отличным диагностом, никогда не ошибаясь при определении болезни и назначая курс лечения. Не ошибся прадед и в своем собственном диагнозе. Судьба не дала ему долго наслаждаться мирной жизнью и созидательным трудом. Все чаще стало давать о себе знать старое ранение. И однажды, придя с работы, прадед сказал жене: «Дусенька! Я благодарен тебе за семейное счастье, которое ты подарила мне. Ты - сильная женщина и я не буду скрывать от тебя, что болезнь уже берет вверх надо мной. Я врач и знаю все, что нас ожидает. В течение нескольких месяцев мой организм будет полностью парализован». Так и случилось. Иван Карпович умер на шестидесятом году жизни, пролежав несколько месяцев парализованным. Так закончилась нелегкая жизнь моего прадеда. Он навсегда останется в истории нашей слободы и в памяти ее жителей (Фото 13,14).
Говорят, что герои не умирают, они живут до тех пор, пока о них помнят. Мне очень хочется, чтобы все имена героев были восстановлены и сохранены, тогда мы не будем «Иванами, не знающими родства». Ведь мы последнее поколение, которое видит живых очевидцев той войны.
Работу выполнила: ученица 7 класса Казарян Анастасия
Руководитель: Светикова Наталья Гургеновна