Пересунько Анатолий Иванович родился 24 декабря 1910 года в селе Лисичья Балка Екатеринопольского района, Киевской области в небольшой украинской семье. Помимо него в семье были еще два брата и сестра.
Отец был крестьянином-середняком, мать домохозяйкой, старший брат - директором школы, а сестра – врачом. У брата были дочка и сын, а у сестры дочка. Младший брат пропал без вести на войне.
С детства прадедушка мечтал о небе. А какой мальчишка не мечтал стать летчиком? Но Анатолий Иванович поступил в Вольскую военную авиа техническую школу, где учился по специальности «Авиатехник». По окончанию в 1932 году пошел служить бортовым техником. Далее с 1941 года по 1943 год занимался подготовкой авиатехников.
В период Великой Отечественной войны в 1943 году принимал участие в боевых действиях в должности старшего техника авиаэскадрильи, а с 1944 года по 1945 год воевал на Прибалтийском и Белорусском фронтах.
Когда война закончилась, прадед с 1945 года по 1948 год продолжил службу в Польше, затем был переведен в г. Ачинск Красноярского края, где работал преподавателем авиационно-технического училища. Спустя некоторое время был переведен преподавателем в военное летное училище в г. Павлодар Казахстанской ССР. В 1957 году по окончанию военной службы он переехал в г. Катаров, где работал в аэроклубе.
В 1961 году переехал в Новосибирскую область, а в 1969 году вернулся в Красноярский край Ачинский район поселок Причулымский, где работал в мастерских Нагорновского совхоза до 1980 года. По состоянию здоровья был вынужден уйти на заслуженный отдых. С детства прадедушка мечтал о небе, поэтому, окончив школу, поступил в военно-авиационное училище, где учился по специальности «Авиатехник». Это в его силах сделать так, чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок. В его руках жизнь летчиков. Это большая ответственность и перед родственникам этих пилотов. Знал ли он, что это очень тяжелый труд? «Вечно грязный, вечно сонный — техник авиационный…» Думаю, что нет. Скорее всего, его манила романтика: небо, самолеты, красивая форма…
В авиационных эскадрильях пик нагрузок на техсостав приходится при производстве полётов. Рабочий день «технарей» обычно длился 16-18 часов без перерыва, нередко и более. Отсюда пошла поговорка: вечно грязный, вечно сонный — техник авиационный. Судя по записям в наградном листе, мой прадедушка относился к первой группе ИТС: обслуживающий персонал авиационной эскадрильи. А это значит, что в любую погоду, в любое время года, авиамеханик Пересунько А. готов был к ремонту материальной части самолетов.
В боевых условиях по 16-18 часов в день на аэродроме, в мазуте, грязный, без полноценного сна. Из «Наградного листа» я узнала, что в период с 22.06.1944 года по 10.09.1944 год будучи техником звена, прадедушка обслужил 138 успешных боевых вылетов и 187 самолето-вылетов. С сентября 1944 года, являясь старшим техником авиаэскадрильи, обслужил 518 успешных боевых вылетов и 98 самолето-вылетов. За время боевых действий произвел 33 текущих и 137 мелких самолето-ремонтов, 32 текущих и 80 мелких моторо-ремонтов. Теперь я знаю, что авиатехник – это очень важная и нужная специальность.
Считаю, что самыми важными словами «Наградного листа» являются следующие: «не было случаев отказа материальной части в воздухе или невыхода ее на боевые задания по вине технического состава». Значит, самоотверженный труд моего прадедушки Пересунько Анатолия Ивановича был очень важным, спас жизни других людей, как военных, так и мирных жителей. Самое ценное, что осталось от моего прадедушки, это, конечно же, его личные документы, которые многое рассказали о нем.
Самым значимым из всех документов я считаю военный билет, ведь именно там содержится основная информация. На первой странице военного билета можно увидеть военно-учетные данные, в которых написано, что мой прадедушка был майором технической службы, был определен в авиационный род войск и состоял в инженерно-техническом составе, далее на 2 и 3 страницах идут общие сведения о том, где и когда родился, национальность, образование, семья. 4-7 страницы свидетельствуют о прохождении службы, на 8 и 9 страницах дана информация об участии в Великой Отечественной войне с Германией и в войне с Японией.
В войне с Японией моему прадедушке, к счастью, не довелось участвовать, поэтому никаких записей об участии именно в этой войне нет, но есть 2 записи, которые относятся к ВОв с Германией, в которых говорится, что с 06.1944 года по 10.1944 год мой дедушка был механиком авиазвена и служил на Прибалтийском фронте, а с 10.1944 года по 09.05.1945 год получил повышение до старшего техника авиаэскадрильи и служил на Белорусском фронте. Далее на 10 странице идет информация о том, что 18 февраля 1957 года прадедушку уволили в запас. На 12 странице указаны правительственные награды, которые вручались прадеду, это ордена: Ленина, 2 Ордена Красной Звезды, Красного Знамени; а также медали: за боевые заслуги, за победу над Германией, за взятие Кенигсберга. На заключительных 23 и 24 страницах идет информация об отметках военных комиссариатов, где имеется 8 записей. «Наградной лист» - еще одно важное документальное свидетельство.
В документе говорится, что Пересунько Анатолий Иванович «показал себя способным специалистом», «умело и качественно организует восстановление поврежденной материальной части», «не было случаев отказа материальной части в воздухе или невыхода ее на боевые задания по вине технического состава». Прадедушка был представлен к Правительственной награде – ордену Красная Звезда. Хоть он и не стал известен, я горжусь тем, что мой прадедушка был таким добросовестным служащим. Об этом свидетельствуют Правительственные награды, которыми был награжден прадедушка за свой самоотверженный труд: «Случаев отказа материальной части в воздухе не было».
Теперь я знаю, что роль моего дедушки на войне была очень значительна, ведь возвращенные в строй самолеты бомбили врагов. Для меня мой дедушка – герой! Страшно подумать, что, если бы прадедушка не посвятил этому делу свою жизнь, история страны могла бы сложиться иначе. У нас есть, кем гордиться! У нас есть на кого равняться!