9 Мая… Для нашей семьи это особенный день. Бабушка Зоя, бабуля Валя готовят праздничный стол, дед Женя и папа сажают картошку, а мама с тетей Светой куда-то таинственно уходят.
Мы с дедом Гаем идем на парад. На пиджаке у дедушки награды. Он знакомит меня с ветеранами, и я стою вместе с ними, и очень горжусь дедом. А потом мы все вместе сидим за столом. Дед Гай и бабушка Зоя рассказывают о войне, а я слушаю и удивляюсь, почему они не рассказывают о подвигах. Ведь война же!
Теперь-то я понимаю, как больно вспоминать страшные волховские болота, где солдаты вмерзали в лед. Как тяжело было ходить пешком бабушке от Савина до Иванова, где она училась. Но вот мама с тетей Светой исчезают, и через минуту «на Волховский фронт» (именно там воевал дедушка) приезжает агитбригада «Капут фашистам».
Они поют под гитару любимые песни деда, обязательно - «Лизавету», а мама читает стихи, которые написала специально ко Дню Победы. Бабушка и дед плачут. Потом вспоминают и снова плачут. Я раньше думал, что взрослые не умеют плакать или плачут «понарошку»…Но слезы деда были особенные: он сначала вздыхал, как-то поворачивал голову, сжимал зубы, а по щеке пробегала светлая полоска. Бабушка прижималась к его плечу и всхлипывала. Они были вдвоем и где-то очень далеко.
Бабуля Валя доставала старые, пожелтевшие фотографии. Вот совсем молоденький солдатик. Да это же дед Гай! Фотографий мало. Не до фотографий было тогда. Но одна особенно дорога деду. На ней стоит дата 9 мая 1945 года. День Победы!
В нашей семье все знают ее историю. О дне, когда она была сделана, я и хочу рассказать.
Это был совершенно особенный день. Весной 1945 года лейтенант Гай Суслов служил в Москве, вернее, в Раменском. Он окончил огнеметное училище и был оставлен учить других солдат. Теперь это училище называется Московское училище химической защиты. Утром 9 мая он заступил (так по-военному говорил дед) в наряд по кухне. Нужно проследить, чтобы начистиликартошку для всех курсантов, приготовили пайки хлеба, чтобы всюду был порядок. Вдруг послышались крики, шум.
Дед вместе с другими офицерами выбежал на улицу. Подумал, что тревога. Во дворе творилось что-то невероятное: привыкшие к воинской дисциплине, побывавшие на фронте курсанты и офицеры, как ребятня, прыгали, что-то кричали, обнимали друг друга. Слышалось только одно слово: «Победа!». Командир училища собрал всех офицеров и, стараясь быть строгим, объявил, что фашисты капитулировали. (Мне очень нравилось это слово: как будто они провалились куда-то.)
Несколько счастливчиков, и среди них мой дед, получили увольнительные. Какая уж тут картошка, какой обед! Скорее в Москву! Всем хотелось кричать, смеяться, но подступал комок к горлу: каждый вспоминал, что кто-то, с кем делили последнюю крошку хлеба, последний патрон, не может радоваться вместе с ними – остался в ледяных болотах Волхова или на Дороге Жизни под Ленинградом, или просто на какой-то безымянной высоте…
А Москва вся хлынула на улицы. Люди плакали и смеялись. Обнимали людей в военной форме, качали их на руках. Вот девушка в светлом платье лихо стучит каблучками в паре с капитаном под переборы гармошки. А вот солдат на костылях, прижавшись к стене дома, заскорузлым кулаком вытирает глаза. Вдруг набежала туча, и хлынул ливень. Он умывал землю, смывал с нее и с людей копоть войны. Люди радовались дождю, радовались Победе.
Дед и еще несколько его товарищей забежали в какой-то подъезд. Это оказалось фотоателье. Старенький фотограф обнял их и предложил сфотографироваться: «Это историческая фотография, - сказал он. – Вы первые мои посетители после Победы». Мастер долго усаживал офицеров: все хотелось сделать что-то особенное.
А это мой дед с лучшим другом. Я знаю, его зовут Владимир Воловик. Два молодых лейтенанта, два победителя. Слева мой дед Гай, справа – его друг. Они стараются быть серьезными, как и положено командирам, но в глазах светится счастье: выжили – теперь все будет хорошо; и вопрос: как оно будет в мирной жизни? Через неделю фотографии были готовы, и дед послал их своей маме Лизе, Лизавете (вот откуда любовь к песне!)
Эта фотография напоминает только об одном дне, но каком! Самом важном в жизни любого нормального человека – о первом дне МИРА. Ради этого дня люди гибли, терпели боль, теряли друзей, зубами вгрызались в каждый клочок родной земли. О Дне Победы написано много, но это еще одно свидетельство – свидетельство человека, который участвовал в войне, пережил ее ужас, сам ощутил радость Победы. Общаясь с ветеранами, мы прикасаемся к тем событиям, протягиваем ниточку, которая связывает нас с великим прошлым, будоражащим память, совесть, душу, сердце, поэтому День Победы – особенный день для нашей семьи. И каждое 9 Мая мы возвращаемся в тот далекий май 1945 года вместе с молодым лейтенантом, который с миллионами других создал, приблизил Великую Победу.Я часто смотрю на эту фотографию, сделанную в тот далекий, самый первый День Победы. Она кажется мне частичкой Победы. И когда я беру ее в руки, то ощущаю прикосновение к тем великим событиям, участником которых был мой дед Гай.