Олеся анализ повести Куприна
1. История создания. Повесть А. И. Куприна "Олеся" была впервые опубликована в нескольких номерах газеты "Киевлянин" (октябрь-ноябрь 1898 г.) с подзаголовком "Из воспоминаний о Волыни".
В 1905 г. произведение вышло в свет отдельной книгой.
2. Критические отзывы. Современники по-разному оценивали повесть. Многие отзывались о ней с большим восторгом. В частности, К. Бархин (критик "Одесских новостей") писал: "некоторые страницы производят впечатление музыкального произведения - лесной симфонии".
Художественные достоинства "Олеси" отмечал М. Горький. А. П. Чехов, однако, считал повесть "юношески-сентиментальной и романтической вещью". Куприн поначалу был согласен с такой оценкой, но спустя несколько лет называл "Олесю" одним из лучших своих произведений.
3. Тема. Главная тема повести - огромная "неземная" любовь. В "Олесе" Куприн впервые изложил свои взгляды на эту "заветную" тему. Роман между главным героем и молодой "полесской ведьмой" - настоящий образец чистой и целомудренной любви.
Знакомство произошло совершенно случайно. Иван Тимофеевич встретил девушку и ее бабку, заблудившись в лесу. С самого первого взгляда молодые люди почувствовали взаимную симпатию. Их объединяли тяга к свободной жизни и неприятие установленных в обществе законов. Иван Тимофеевич ощущал себя незваным чужаком в глухой полесской деревушке, а об Олесе среди крестьян ходила дурная слава.
Окружающие действительно пытались помешать развитию отношений. Рассказчика от контактов с "ведьмами" отговаривал Ярмола. Мануйлиха стремилась уберечь внучку от назойливого барина. Однако для настоящей любви не существует преград. Иван Тимофеевич и Олеся - люди из совершенно разных слоев общества, между которыми не может быть ничего общего. В этом и заключается секрет их невольного влечения друг к другу.
Рассказчика привлекали рассказы девушки о скромной жизни в лесу и ее необъяснимые "колдовские" умения. Олесю поражали истории Ивана Тимофеевича "о странах и народах", " об ученых людях, о больших городах". Конечно, играли свою роль необычные красота и обаяние лесной отшельницы. Крепкая дружба перерастала в любовь постепенно.
Иван Тимофеевич с Олесей сами не заметили, как "быть вместе для нас уже сделалось потребностью". Сближение ускорила болезнь рассказчика. За несколько дней разлуки Иван Тимофеевич понял, насколько "близка и мила" ему стала девушка. Олеся за это время приняла твердое решение: покориться судьбе, пусть это и грозит неминуемой бедой. Взаимное признание в любви и ночь, превратившаяся в "чарующую сказку", сулили влюбленным только радость и счастье. Но этот роман с самого начала был обречен на трагедию.
"Очаровательная сказка" продолжалась около месяца, пока не приблизился срок отъезда Ивана Тимофеевича. Он был готов забрать любимую с собой и жениться на ней. Олеся же предвидела, что из этой затеи ничего не выйдет.
Решение Олеси посетить церковь - образец самоотверженной любви. Девушка, конечно, понимала, что это вызовет негативную реакцию у крестьян и подвергнет ее огромному риску. Этот смелый и мужественный поступок она совершила ради Ивана Тимофеевича. В результате Олесе каким-то чудом удалось вырваться из рук разъяренной толпы. Неудачная попытка примириться с людьми означала для девушки крах всех надежд на счастье с любимым.
Во время последней встречи Олеся с сожалением говорит главному герою: "Ничего нам, кроме горя, не будет...". После трогательного прощания Иван Тимофеевич уже никогда больше не видел девушку, но навсегда сохранил в душе память о ее "нежной, великодушной любви".
4. Проблематика. Центральная проблема произведения - столкновение честных и свободных духом людей с невежеством, суеверием и закоренелыми человеческими предрассудками. Олесе и Ивану Тимофеевичу противостоят не только "темные" жители глухой деревушки, но и все законопослушное общество.
Крестьяне по крайней мере открыто выражают свою неприязнь по отношению к "ведьме". Их трудно винить за страх к необъяснимым явлениям. К Мануйлихе и Олесе сурово относятся даже более или менее образованные люди. Конторщик Мищенко презирает "мужицкую необразованность", но со смехом рассказывает Ивану Тимофеевичу о расправе над "ведьмой". Олеся понимает, что от перемены места ничего не изменится. Она всегда и везде будут подвергаться насмешкам и унижениям.
Влюбленного рассказчика посещают мучительные мысли о том, как будет выглядеть Олеся посреди дворянского общества. Его решение лишь подтверждает привычку во всем подчиняться установленным порядкам: "Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных". Даже по отношению к любимой он не забывает о сословных предрассудках и считает такой поступок настоящим подвигом.