Мануйлиха образ и характеристика план:
- Общая характеристика
- Внешность и характер
- История жизни
- Отношение к внучке
- Значение образа
↑ 1. Общая характеристика
Мануйлиха - одна из главных героинь повести А. И. Куприна "Олеся". Это старая женщина, которая живет вместе с внучкой Олесей в лесу и считается в народе ведьмой. Несколько лет назад Мануйлиху вместе с внучкой прогнали из деревни. С тех пор она старается не попадаться людям на глаза и чувствует недоверие к любым посетителям ее избушки.
Несмотря на дурную славу многие деревенские бабы тайком обращаются к "ведьме" с различными просьбами. В "колдовскую силу" Мануйлихи искренно верят и побаиваются ее. Благодарности, однако, никто к старухе не испытывает. Ярмола (да и все деревенские мужчины) предпочитает даже не упоминать о ней в разговоре.
↑ 2. Внешность и характер
Мануйлиха действительно похожа на настоящую ведьму: "худые щеки", "острый, длинный, дряблый подбородок", "висящий... нос", "беззубый рот", "выцветшие... глаза... с очень короткими красными веками". Голос старухи напоминает воронье карканье.
Уединенная жизнь и страх перед людьми (особенно представителями власти) сделали Мануйлиху очень скрытной и неразговорчивой. Ее недоверчивость могут смягчить только деньги или какой-нибудь подарок. Главному герою с большим трудом удается добиться расположения "ведьмы".
↑ 3. История жизни
О прошлой жизни Мануйлихи известно очень мало. Главному герою удается узнать лишь некоторые детали. Когда-то давно женщина жила в городе "Амченск" (Мценск). Покинуть родные места ей, вероятно, пришлось из-за дурной славы. Даже Олеся твердо уверена, что в их роду все женщины обладают "колдовской силой".
Изгнание из деревни произошло по случайности. Мануйлиха сгоряча пригрозила одной женщине, после чего у нее умер ребенок. Невежественные деревенские жители разбираться не стали. Мануйлихе чудом удалось избежать смерти и спасти малолетнюю Олесю.
Приют Мануйлиха нашла в полуразвалившейся избушке бывшего местного помещика. Люди в деревне успокоились и не стали преследовать "колдунью". Однако даже в лесу Мануйлиха не может чувствовать себя в полной безопасности. К ней часто приезжает урядник, требует денег и грозится выселить из хаты. Лес купил новый помещик, который собирается осушать болота. Его совершенно не интересует судьба двух женщин, которые к тому же занимаются "колдовством"
↑ 4. Отношение к внучке
Мануйлиха безгранично любит Олесю - единственного для нее близкого и родного человека. Она всеми силами старается уберечь девушку от людей. Старуха не хочет, чтобы Олеся с кем-нибудь знакомилась или общалась. Этим объясняется ее недружелюбное отношение к главному герою.
За долгую жизнь Мануйлихе, вероятно, пришлось хлебнуть немало горя, почувствовать на себе жестокость людей. Она с самого начала знает, что из любви ее внучки не выйдет ничего хорошего. Главный герой догадывается, что из-за него между Мануйлихой и Олесей произошло множество ссор.
↑ 5. Значение образа
Образ Мануйлихи не играет большой роли в истории несчастной любви. Но он приобретает особое зловещее значение, если не ограничиваться рамками повести.
Всех женщин в роду Мануйлихи преследует нехорошая слава. Ничего не известно о матери Олеси. Скорее всего, ее уже нет в живых. Олеся обречена повторить несчастную судьбу своей бабки. Куда бы ни уехали Мануйлиха с внучкой, они рано или поздно столкнутся с человеческим невежеством и жестокостью. В повсти описаны три таких примера: изгнание из деревни, избиение Олеси после посещения церкви, народный гнев против "ведьмы" после небывалого града.
Таким образом, Мануйлиха является собирательным образом всех женщин, которые владели непонятными для темного народа знаниями и умениями. В Средневековье их сжигали на кострах. Вплоть до начала XX века подавляющая часть населения России продолжала верить в колдовство и нечистую силу, с которыми связывалось любое необъяснимое явление. "Виноватых" находили очень быстро. Изгнание из деревни - это еще достаточно легкий вид наказания.
Главный герой замечает, что никак не может объяснить себе "секреты", которыми владеет Олеся.
Он вынужден признать, что в народе действительно параллельно с наукой существуют какие-то "бессознательные... добытые случайным опытом, странные знания". В образованном человеке они вызовут интерес, а в неграмотном крестьянине - страх и невольную злобу.