Любить свою Родину — значит знать её

Самсон Вырин


 Самсон Вырин Самсон Вырин образ и характеристика

 

1. Общая характеристика. Самсон Вырин - главный герой повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель".

Это чиновник самого низшего (четырнадцатого) класса, служащий на почтовой станции.

Самсон живет вдвоем с любимой дочерью - Дуней. Проезжающий офицер с помощью обмана увозит девушку.

Самсон отправляется в Петербург в попытке вернуть дочь, но ничего не может добиться. Вернувшись домой, он с горя начинает пить и вскоре умирает.

 

2. Внешность. В начале повести Вырин предстает довольно-таки крепким пожилым (около пятидесяти лет) мужчиной, "свежим и бодрым" на вид. Лишившись Дуни, он превращается в седого, морщинистого и сгорбленного "хилого старика".

 

3. "Почтовой станции диктатор". Пушкин иронически использует это определение, данное князем Вяземским. По собственному опыту поэт прекрасно знает, насколько тяжела жизнь такого чиновника. Каждый проезжающий через станцию человек старается выместить свое раздражение на безответном станционном смотрителе. Нередко ему приходится переносить и побои.

Автор убежден, что это "сословие" представлено очень хорошими и добрыми людьми, о которых сложилось несправедливое негативное мнение. Станционные смотрители - прекрасные собеседники, знающие много интересных историй.

 

3. Самсон и Дуня. Рано потеряв жену, Самсон всю свою любовь к ней перенес на маленькую дочку. Дуня отвечает отцу взаимностью. Она во всем помогает ему, ведет домашнее хозяйство. Самая главная заслуга Дуни заключается в ее умении успокоить разгневанных посетителей станции: "...какой бы сердитый ни был, при ней утихает". Таким образом, дочка значительно облегчает и делает счастливой жизнь отца. Благодаря ей, Самсону не так горько переносить свое унизительное положение.

 

4. Трагедия. Самсон привык, что все проезжающие относятся к Дуне очень хорошо. Он даже не мог предположить, что кто-нибудь захочет разлучить его с дочерью. На свою беду Вырин поверил в мнимую болезнь ротмистра Минского и даже предложил больному свою кровать. Любезное обращение гусара с Дуней он считал вполне естественным, не догадываясь, что Минский плетет любовную сеть вокруг наивной и неопытной девушки.

Главную ошибку Самсон совершил, когда сам позволил Дуне сесть в кибитку к ротмистру. Бедный станционный смотритель, вероятно, считал, что тем самым "его высокоблагородие" оказывает огромную честь и благодарит их за бескорыстную помощь. Отцовское сердце быстрее разума заподозрило обман. Самсон слишком поздно понял, что Минский увез Дуню с собой. Горе привело к сильнейшей болезни (горячке).

 

5. Попытка вернуть "заблудшую овечку". Вырин понимал, что в случившемся простодушная Дуня не виновата. Он надеялся, что уговорит дочь вернуться домой, пока она не надоела Минскому и не превратилась в "голь кабацкую". Станционный смотритель пешком дошел до Петербурга и разыскал обидчика.

Попытка Самсона ни к чему не привела. При первой встрече ротмистр заявил: "Что сделано, того не воротишь". Он дал бедному отцу денег и выставил его за дверь. Во время второго посещения Самсону удалось увидеть дочь, которая, однако, при этом упала в обморок. На этот раз Минский грубо прогнал старика, который был вынужден вернуться домой.

 

6. Одинокая старость. Лишившись единственной дочери, Самсон потерял интерес к жизни. Он совершенно опустился и стал много пить. Рассказчик с большим удивлением узнал в изможденном старике своего давнего знакомого. Угрюмость Вырина сменилась некоторым оживлением только после выпитого стакана рома. Это была последняя встреча автора с Самсоном. Спустя еще несколько лет станционный смотритель окончательно спился и умер.

 

7. "Маленький человек". В образе Самсона Вырина Пушкин впервые в русской литературе серьезно обратился к теме "маленького человека". Главный герой рассказа - очень хороший человек, который никому не делает зла. Он терпеливо исполняет свои обязанности и сносит все оскорбления. Самсона очень легко обидеть.

Похищение Дуни Минский даже не считает преступлением, потому что относится к бедному чиновнику с полным пренебрежением. Ему наплевать на чувства "маленького человека" и на всю его несчастную жизнь в целом. Давая Самсону взамен дочери деньги, Минский словно бы указывает ему на огромную разницу в социальном положении, ставит его "на место".

Станционный смотритель даже не пытается прибегнуть к помощи закона, потому что связи и богатство все равно помогут Минскому одержать верх. В смерти Самсона виноват не только надменный и самоуверенный гусар, но и все представители высшего общества, для которых жизнь "маленького человека" ничего не значит.





8646 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и ука­жи­те со­бы­тие, о ко­то­ром идёт речь. «И того ж дни воз­му­ти­лись миром… на бо­яри­на и го­су­да­ре­ва ца­ре­ва дядь­ку на Бо­ри­са Ива­но­ва сына Мо­ро­зо­ва, да на околь­ни­че­во на Петра Ти­ха­но­ва сына Тра­ха­нио­то­ва, да на дум­но­во дьяка на На­за­рья Ива­но­ва сына Чи­сто­во и иных мно­гих еди­но­мыс­ле­ни­ков их, и домы их миром роз­би­ли и роз­гра­би­ли. …Бо­ри­са Мо­ро­зо­ва и Петра Тра­ха­нио­то­ва ука­зал де го­су­дарь с Моск­вы разо­слать, как де вам ми­ря­ном годно, и впредь де им Бо­ри­су Мо­ро­зо­ву и Петру Тра­ха­нио­то­ву до смер­ти на Москве не бы­вать и не вла­деть и на го­ро­дех у го­су­да­ре­вых дел ни в каких при­ка­зех не бы­вать...»
    A5
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Минский образ и характеристика
Минский образ и характеристика
Минский образ и характеристика героя повести Станционный смотритель Общая характеристика. Ротмистр Минский - один из главных персонажей повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Это молодой богатый офицер, который обманом увозит Дуню из
Образ маленького человека в русской литературе
Образ маленького человека в русской литературе
Образ маленького человека в русской литературе по плану 1. Введение. Образ "маленького человека" был тщательно разработан русскими классиками в XIX веке. Впервые его ввел в литературу А. С. Пушкин в повести "Станционный смотритель". Подхватил