Вступление: Равнодушие и отзывчивость … Кажется, будто на эти темы уже все сказано и очевидно, что равнодушие – это плохо, в то время, как отзывчивость – хорошо. Ведь именно так мы привыкли говорить о сторонах человеческой души. Однако равнодушие – это более, чем просто плохо, это предательство. И вот, что интересно – предательство звучит громко, имеет резко негативную окраску.
Ни один человек не хочет и не может назвать себя предателем… В то же время, мы легко проходим мимо брошенного на улице котенка, промолчим, если кого-то незаслуженно обижает (пусть только на словах) более сильный и влиятельный, проигнорируем слова стареньких родителей отложить все дела и приехать на выходные. Какие мелкие, незначительные «промахи». Их порой и не видишь в свете «значительных» дел, укрепляющих собственное эго! А ведь все это – равнодушие! Все это – предательство! Предательство друга, за которого не заступился, природы, собственной семьи и себя в конечном итоге.
Американский поэт Ричард Эберхард говорил, что бояться следует не врагов или друзей, а равнодушных поскольку они «не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле убийства и предательства». В этом я с ним полностью согласен. Сегодня мы живем в страшное время, когда царит позиция «моя хата с краю». Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить громкие дела, освещенные телевидением – группа подростков издевается над сверстником с молчаливого согласия (2Save App) других, пенсионер погибает в неотапливаемом помещении из-за отсутствия у чиновников необходимых документов для помощи, всем миром собирают деньги на лечение ребенка только потому, что подобные траты не предусмотрены казной… Хорошо, если успеют собрать, если неравнодушных окажется большинство… В свете подобных картин отзывчивость человека выглядит настоящим подвигом. А еще чаще, к сожалению, отзывчивых людей считают чудаками, блаженными.
Аргументация: Тема отзывчивости и равнодушия всегда привлекала писателей. Сегодня я хотел бы обратиться к рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского». Светские годы, бедность, разруха. Деревенский мальчик, учащийся в городской школе, мечтает о кружке молока. Чуткая и отзывчивая молодая учительница французского, видя бедственное положение одного из своих учеников, решается помочь ему и начинает играть с ним на деньги. Учитель! На деньги! В собственном доме близ школы! Какая распущенность и падение нравов, как это непедагогично – именно так подумал директор школы (Интересно, как отнесли бы к этому мы, подай эту историю одно из ток-шоу по ТВ?).
Умудренный опытом директор, увидел здесь исключительно нарушение инструкций. По сравнению с молодым педагогом, он оказался равнодушным. Только посмотрите, сколько женской чуткости, догадливости (она поняла, что просто так мальчик не возьмет деньги, гордость не позволит) оказалось в учителе французского. Не думается мне, что было у нее много денег, чтобы «проигрывать» их деревенскому пареньку. Да и последствия подобных занятий она легко могла предвидеть. Но нет, самоотверженное сердце таково – видишь беду другого, помогаешь.
Спустя несколько месяцев мальчик вновь убедился в доброте педагога – она прислала ему письмо, в котором написала, чтоб он ни в чем себя не винил. К письму прилагалась посылка с гостинцами. Думается мне, что не столько продукты поддержали голодного ребенка в тот момент, сколько осознание того, что мир держится на добрых людях. Пока живы они, жив и ты, в какую бы беду не попал.
В качестве примера равнодушию и страшной расплаты за него хочу привести героиню рассказа «Телеграмма» К. Г. Паустовского. Рассказ начинается с грустного описания жизни одинокой старухи. Никому не нужная и всеми забытая, живет она в своем доме и все смотрит на тополь, который словно постарел вместе с ней. Но вот парадокс – у старухи есть дочь. Настя, именно так ее зовут, чрезвычайно деятельна и участлива. Будучи секретарем Союза художников, она все время помогает талантам, организовывает выставки и вернисажи. Конечно, художники весьма ей благодарны, да и как не похвалить Настю, столь отверженно служащую своим коллегам. Только ничего общего с состраданием и человеческим участием подобное рвение на работе не имеет.
Письма матери с просьбой приехать лежат у Настеньки без ответа. А в родную деревню лишь изредка идут письма с просьбами подождать, ведь работа, дела. Из-за этого равнодушия в конечном итоге умирает самый родной человек на земле, собственная мать. Умирает молча, безропотно, продолжая любить и оправдывать Настю. Сколько всепрощающей любви и ласки скрылось в сердце матери. Она не требовала и не угрожала скорой смертью, а лишь ждала, с каждым днем усыхая, вероятно, больше от тоски и одиночества. К счастью, Настя осознала свою ошибку. Бросила все дела и приехала к матери. Вот только встреча состоялась не с родным человеком, а кладбищенским холмом. Умерла мама, не дождавшись Насти. С этим грузом женщине придется жить всю жизнь и хорошо, если это послужит ей уроком. Вот только покаяться и даже проститься – не с кем. Здесь автор затронул не только проблему равнодушия как зла другим, но и показал, как это чувство губит душу самого равнодушного человека. Придет расплата за безразличие, - словно говорит автор. Как и мать, Настя останется сиротой в душе и некому будет поведать о своем одиночестве.
В начале своего сочинения я уже говорил о том, что в современном мире отзывчивость воспринимается как чудаковатост. Готовых бескорыстно помогать другим называют глупцами, людьми не от мира сего. Наилучшим образом это продемонстрировал В. Шукшин в своем рассказе «Чудик». Чудиком здесь назван взрослый мужчина. Открытый, самоотверженный он совсем не похож на героя нашего времени. Скорее, на чудака, недотепу. Именно так его называют остальные персонажи, в первую очередь его сосед в самолете – серьезный дяденька с вставной челюстью. Именно он обрушивает на Чудика порцию гнева и злости, когда тот находит его потерянную челюсть. Впрочем, негативное отношение посторонних еще можно простить. Но раздражение и насмешки Чудик встречает и в собственной семье. Его отказываются понимать самые близкие, те, кто должен понимать безусловно. То, что Чудика совсем не уважают и считают несмышленым, глупым ребенком говорит тот факт, что жена без страха и зазрения совести стукнула его несколько раз шумовкой по голове. А тот стерпел.
Но небольшое замечание автора «когда его ненавидели, ему было очень больно» говорят о том, как одинок этот человек, стремящийся всем сделать добро, угодить. И невольно сжимается сердце и хочется подбодрить героя, когда он стоит с чужой вставной челюстью и слушает ругань, пишет стихи жене в телеграмме и слыщит строгое «Вы же взрослый человек. Не в детсаде» телеграфистки, получает упреки от жены брата. В конце рассказа невольно закрадывается мысль, а может быть, это все вокруг неправильные, «ненормальные», а вовсе не Чудик. Прочитав рассказ Шукшина, я впервые задумался о том, что наш мир, пожалуй не готов вот к таким вот отзывчивым и самоотверженным чудикам. И то, что сейчас с нами происходит – это наше наказание. Может, лучшего мы и не достойны?
Заключение: Сегодня может показаться, что понятия равнодушия и отзывчивости слишком громкие, высокопарные, не имеющие ничего общего с современной действительностью. Однако именно сейчас тема равнодушия и отзывчивости невероятно актуальна. Люди теряют связь с родными, Отечеством, их душа мельчает, многие духовные ценности считаются «несовременными», вызывают насмешки. Именно сейчас мы должны задуматься о том, как стать отзывчивее, сострадательнее друг к другу. Не напоказ в соцсетях, в надежде повысить свой рейтинг, а просто так, для другого, пусть даже ценой лишения чего-то для себя, страхом быть непонятым. Впрочем, мне кажется, что это почти утопия.
Неравнодушным может стать лишь тот, кто сам был в трудной ситуации. Только пройдя через трудности, человек может научиться видеть добро и делать его другим. Это, кстати, подтверждают и приведенные мною аргументы из литературных произведений. Достаточно долго я размышлял на тему равнодушия и отзывчивости. Равнодушие в толковом словаре называется отсутствием нравственности. Но ведь именно нравственность – это то, что делает нас людьми. Убери из человека нравственную составляющую и останется «пустышка», животное, которое живет исключительно инстинктами. Получается, что равнодушие приближает нас к звериному началу.
В потверждение своей мысли хотел бы привести цитату Б. Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не невависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности». Посмотрите, Нобелевский лауреат также отказывает равнодушным людям в «звании» человека. Таким образом, получается, что равнодушие и отзывчивость – это не просто качества человека, это глубоко философские понятия, на которых и строится наше понимание жизни.