Человек в футляре сочинение по плану
План
1. Введение
2."Футлярщина"
3.Спасательный выход
4.Заключение
"Человек в футляре" - один из самых известных рассказов А. П. Чехова. Многие критики считают, что он стал поворотным моментом в творчестве писателя. От чистого и беззлобного юмора Чехов перешел к беспощадному обличению общественных пороков, способному вызвать слезы.
"Человеком в футляре" Чехов открыл свою "Маленькую трилогию". В рассказе четко поставлена главная тема всего цикла - убогая и замкнутая жизнь. Вся трагедия заключается в том, что Беликов - не исключение из правил. Подобные ему люди есть повсюду. Самим своим существованием они отравляют настоящую живую жизнь, мешают и накладывают всевозможные ограничения на окружающих.
Образ Беликова, конечно же, близок к гротеску. В нем максимально воплощаются все отрицательные черты "футлярных" людей. Внешний вид и образ жизни учителя греческого языка юмористичен, но тем страшнее его внутренний мир. От Беликова, образно выражаясь, буквально веет гнилью и мертвечиной. Где бы он не появился, людям становится скучно и неприятно. Весь жители города ненавидят Беликова, но незаметно для себя попадают под его неограниченное влияние. Общество охватывает страх. В городе прекращается любая живая деятельность.
Каждый понимает, что Беликов - ничтожество, но никто не может открыто выступить против него. Иван Иванович с грустью признается, что даже после похорон Беликова практически ничего не изменилось. "Футлярщина" настолько глубоко въелась в каждого человека, что избавиться от нее уже невозможно. После рассказа о Беликове Иван Иванович произносит речь, полностью отражающую взгляды самого Чехова. Ее суть сводится к тому, что большинство людей добровольно заключают себя в такой же "футляр", но не осознают этого.
Резко противопоставлены всему городу во главе с Беликовым новый учитель Коваленко с сестрой. Он олицетворяет собой умного и деятельного человека, которого невозможно напугать. Коваленко принимает образ настоящего избавителя общества от "футлярщины". Новый учитель ведет себя так, как считает нужным, согласно своей чести и совести. Он поражен тягостной атмосферой, царящей в городе, той жизнью, которая "не запрещена циркулярно, но и не разрешена вполне".
Коваленко до глубины души возмущает, что кому-то не нравится его невинная поездка с сестрой на велосипедах. В сцене ссоры с Беликовым он произносит очень важную фразу: "А разве я говорил что дурное про властей?". В эпоху Чехова действительно было много официальных запретов, но Беликову и ему подобным этого мало. Люди "в футляре" сами создают новые ограничения, якобы освященные авторитетом власти. Расправа Коваленко с Беликовым - торжество честности и справедливости над полусумасшедшим самоограничением. Нет ничего проще "послать к чертям" занудного советчика, но на протяжении многих лет никто в городе даже не задумывался об этом.
"Человек в футляре" будет актуален в любую эпоху. Общество никогда не сможет до конца избавиться от ограниченных людей, стремящихся перестроить весь мир наподобие собственной скорлупы. И таким же вечным будет противостояние беликовых с коваленками.