Марина Цветаева - русская поэтесса XX века с очень трагической судьбой. На протяжении всей жизни она ощущала острое одиночество и свою "несозвучность" эпохе. Такое мироощущение ярко отразилось в оригинальном творчестве Цветаевой.
Одна из отличительных особенностей творчества Цветаевой (особенно в ранний период) - удивительная по глубине сила воображения. С детства самыми преданными друзьями Цветаевой были "книги в красном переплете". Ощущая одиночество, поэтесса полностью погружалась в мир литературы, буквально жила среди вымышленных персонажей.
Среди них особое место занимали античные боги и герои. Любовь и преданность к ним отразились в позднем творчестве Цветаевой ("Федра", "Ариадна"). Молодая поэтесса не случайно называла поэзию волшебством. Уже в самом первом поэтическом сборнике ("Вечерний альбом", 1910 г.) Цветаева заявляет: "Я жажду сразу - всех дорог!". Страстное желание жить и творить ощущается в большинстве произведений молодой поэтессы.
В "Вечернем альбоме" еще только намечается главный конфликт поэзии Цветаевой между "земным" и "небесным", практическим бытом и идеальным бытием. Сборник остался практически незамеченным в литературных кругах. Однако явная неудача только укрепила Цветаеву во мнении, что нужно остаться самой собой, быть предельно искренней. В завершающем стихотворении второго сборника "Волшебный фонарь" (1912 г.) она так определяет цель своего творчества: "Чтобы молодость вечно хранила беспокойную юность мою".
Свои стихи Цветаева называла "дневником". Можно внести уточнение: поэзия была дневником ее мятежной души. После брака с С. Эфроном и рождения дочери стихотворения Цветаевой становятся более "взрослыми", в них появляется оттенок избранничества лирической героини: "Я вечности не приемлю"; "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед"; "Я знаю, что ни перед кем не буду я права" и т. д.
Юношеский эгоцентризм оправдан масштабом таланта молодой поэтессы. Цветаева ведет внешне счастливую семейную жизнь, но ее духовное состояние драматично: "Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли..."; "... в могиле мы все равны!". Конфликт между "внешним" и "внутренним" становится определяющим для жизни и творчества поэтессы.
Цветаева, в отличие от символистов, не поэтизировала смерть, относилась к ней с безграничным ужасом, испытывала "судорожную, лихорадочную жадность жить" (из письма к В. В. Розанову).
Своеобразно в поэзии Цветаевой раскрывается любовная тема. Настоящая страсть всегда связана с трагедией, жертвенностью, смертью. Лирическая героиня нередко намного сильнее объекта своей любви ("Я тебя отвоюю у всех земель...").
Отъезд за границу поэтесса переживала очень тяжело. Она предчувствовала, что духовное одиночество на Западе станет для нее тяжелее, чем голод и лишения в Советской России: "Здесь рваная обувь - беда или доблесть, там - позор". В 1919 г. Цветаева писала: "Не стыдись, страна Россия, ангелы всегда босые".
Поэзия Цветаевой невероятно многообразна. Кому-то более близка ранняя лирика поэтессы, кому-то - ее лирические поэмы и поэмы-сказки, очень близкие народному фольклору. С 20-х гг. в творчестве Цветаевой появляется глубокое философское содержание. Главными отличительными чертами поэзии Цветаевой являются максимализм, бескомпромиссность, честность, страстность, полная откровенность. Все периоды творческого пути объединяет могучая сила духа, о чем прекрасно сказала сама поэтесса: "Я и в предсмертной икоте останусь поэтом...".