Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинения » Медведь на воеводстве анализ сказки

Медведь на воеводстве анализ сказки


Медведь на воеводстве анализ сказкиМедведь на воеводстве анализ сказки по плану

 

1. История создания. Первая часть сказки ("Топтыгин 1-й") была опубликована в феврале 1884 г. в журнале "Отечественные записки".

По требованию цензуры она была вырезана из номера. Этот неприятный инцидент заставил Салтыкова-Щедрина отказаться от попытки напечатать остальные части.

Впервые в полном виде сказка вышла в свет в 1906 г. в Полном собрании сочинений писателя.   

 

2. Образы и их прототипы. Трое разных по характеру и образу действий Топтыгина (злой, ретивый и добродушный) олицетворяют собой административную систему Российской империи.

Возможным прототипом Топтыгина 1-го считается министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев, Топтыгина 2-го - сменивший Игнатьева граф Д. А. Толстой. Царствует над "трущобами" безграмотный Лев, перед которым все лесные обитатели испытывают страх и трепет. В этом образе легко угадывается император Александр III.

Главным советником Льва является осел, что уже само по себе представляет явную насмешку автора над царским правительством ("осел... за мудреца слыл"). Этот образ имеет явные аналогии с главным идеологом контрреформ Алексадра III - К. П. Победоносцевым.

 

3. Тема. В "Медведе на воеводстве" выражена одна из главных тем в творчестве Салтыкова- Щедрина - резкая критика самодержавной системы. Лесное царство (т. е. Российская империя) представляет собой неограниченное поле деятельности для злоупотребления властью и откровенного произвола. Об этом автор красноречиво заявляет во вступлении: "Злодейства крупные... нередко именуются блестящими".

Желание Топтыгина 1-го занести свое имя в Историю заставляет его жаждать "кровопролитиев". С них он и хочет начать свое воеводство. Майора подводит глупость: с похмелья он съедает безобидного Чижика. Автор приводит очень яркое сравнение с реальной жизнью: "если бы кто бедного... гимназистика... до самоубийства довел".

Начальственный произвол в России носил всеобъемлющий характер, но никакая цензура не могла бы заглушить реакцию в обществе на бессмысленную жестокость. Очень характерно, что поднять репутацию Топтыгин 1-й пытается с помощью "особливого кровопролития". Но Лев не может проигнорировать "общественное мнение" и отправляет воеводу в отставку.

Топтыгин 2-й еще до прибытия на воеводство составляет план "блестящих злодеяний". Его быстрые и решительные действия должны сразу же принести славу в народе и уважение Льва. Однако слишком уж ретивого майора убивают мужики.

Очень важными в произведении являются образ и деятельность Топтыгина 3-го. Этот воевода вообще отстраняется от дел, опасаясь последствий. При этом выясняется, что от него ничего и не требуется.

В сложившейся системе (самодержавие) все идет согласно "установленному порядку". "Натуральные злодейства" никак не вредят репутации Топтыгина 3-го, пользующегося особой милостью Льва. Безмятежное правление Топтыгина 3-го продолжается долгие годы. В конце концов и его убивают мужики. Это, вероятно, символизирует народное возмущение против прогнившей самодержавной системы власти.

 

4. Проблематика. В деятельности двух первых Топтыгиных заметна проблема отношения власти к науке и образованию. Оба воеводы считают необходимым разрушить типографию - символ просвещения. Особой необходимости в этом нет. Просто для безграмотного Льва (царя) и его окружения все без исключения "произведения ума человеческого" представляются вредными и опасными.

Другая проблема - пассивное правление Топтыгина 3-го и его "теория неблагополучного благополучия". Индивидуальные различия между воеводами не играют большой роли. Истинная причина бедственного положения народа заключается в самой сути самодержавия.





6391 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Какое со­бы­тие от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду ру­ко­вод­ства Л. И. Бреж­не­ва?
    A20
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Медведь на воеводстве краткое содержание
Медведь на воеводстве краткое содержание
Медведь на воеводстве краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Медведь Топтыгин 1-й был произведен львом в майоры и отправлен в лес на воеводство. Новоиспеченный воевода мечтал прославиться и занести свое имя в историю. Сделать это он
Презентация: Троцкий
Презентация: Троцкий
Ученица одиннадцатого класса представляет биографию революционера и государственного деятеля Льва Давидовича Троцкого. В начале презентации автор рассказывает о родителях Льва Давидовича и его детстве. Затем, в хронологическом порядке рассказывается
Вчерашний день часу в шестом анализ стихотворения
Вчерашний день часу в шестом анализ стихотворения
Вчерашний день часу в шестом анализ стихотворения Некрасова по плану 1. История создания. Стихотворение "Вчерашний день, часу в шестом..." Некрасов датировал 1848 г. На первый взгляд оно представляет собой непосредственную зарисовку с реальной
Презентация: Гражданин Российской Федерации
Презентация: Гражданин Российской Федерации
Учитель истории и обществознания представляет презентацию, посвященную изучению понятия «гражданин Российской Федерации». На этом занятии учащиеся узнают, кто является, или может стать гражданином России, какие различия между резидентом и