Любить свою Родину — значит знать её
» Орел-меценат анализ

Орел-меценат анализ


Орел-меценат анализ произведения Салтыкова-Щедрина

 

Введение. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина - один из жанров в творчестве писателя, причем далеко не определяющий. Тем не менее "сказочный цикл" создавался им в поздний период творческого пути и вобрал в себя все идейно-художественные принципы сатирика, весь богатый жизненный и литературный опыт.

В кратких сказочных произведениях писателя в иносказательном виде изображена буквально вся жизнь русского общества второй половины XIX века. Каждая сказка посвящена какой-либо серьезной проблеме. "Орел-меценат" - язвительная сатира на псевдопросветительскую деятельность власть имущих. 

 

История создания. "Орел-меценат" был написан в начале 1884 г. Салтыков-Щедрин планировал опубликовать сказку в "Отечественных записках", но по цензурным соображениям отказался от этого.

При попытке напечатать сказку в "Северном вестнике" писатель получил характерный ответ цензора Сватковского: "Многие выражения, слова и намеки придают всему рассказу русский оттенок".

Он был абсолютно прав: Салтыков-Щедрин зло высмеивал просветительскую деятельность русского царизма. После запрета сказка была опубликована за рубежом в газете "Общее дело" за 1886 г. Первая публикация в России была осуществлена в 1906 г.

 

Смысл названия. В названии и кратком авторском вступлении к сказке уже заложен сатирический смысл. Орел - царь птиц, он от природы "хищен, плотояден... исключительно антивегетарианец". Намек на русского императора достаточно прозрачен. Орлу предназначается стать меценатом, т. е. покровительствовать, добровольно оказывать помощь в развитии наук и искусств. Сразу же становится понятно, что ничего хорошего из этой изначально благой затеи не выйдет. Хищная натура орла когда-нибудь проявится и "Просвещение прекратит течение свое".

 

Жанр. Сатирическая сказка.

 

Тема. Центральная тема сказки - сатирическое изображение политики всесильного монарха в области культуры, искусства и науки. "Просвещение" в произведении берет начало от скуки орла. На самом деле ему глубоко наплевать на науки и искусства. Собрав себе дворню, орел невольно "приобщается" к культуре: появляются духовой оркестр, скоморохи, гадалка.

Дальше - больше: в "дворнях полагаются науки и искусства", хотя бы для того, чтобы поддержать авторитет господина. Приближенные начинают упрекать орла в невежестве и добиваются своего: начинается "золотой век". Предпринятые меры явно намекают на отчасти силовое насаждение Просвещения Петром I и дальнейшее развитие этого процесса: разучивание гимна, выдумывание "новых кунштюков", "просветительный" налог, учреждение "академии де сиянс".

Самой смехотворной выглядит раздача воронятам популярной и выходившей во второй половине XIX века "азбуки-копейки". Салтыков-Щедрин, конечно же, слишком сгущает краски. Русские императоры получали блестящее образование. Орел же в сказке невероятно глуп. Его главное требование к наукам и искусствам - прославление себя любимого.

Конец "золотого века" связан с попытками приближенных образовать самого орла. Расправа с надоевшими до смерти совой и соколом - только первый этап неизбежной реакции. Писатель своеобразно описывает печальный, неоднократно повторяющийся в истории факт: просвещение и деспотизм - абсолютно несовместимые понятия. Образованный человек не может оставаться рабом. Власть приходит к выводу, "что весь вред от наук идет", и раздается громкий крик властелина: "Шабаш!".

 

Проблематика. Огромное значение в сказке имеет проблема приспособленчества и холопства в культуре. Снегирь, дятел и соловей, конечно, обладают определенными талантами. Однако они вынуждены в творчестве восхвалять своего господина и превращаться в бездарности.

Двигательным мотивом "просветителей" становится не развитие культуры, а материальные соображения: придворная должность, получение средств на издание исследований, наконец, "ожерелье из муравьиных яиц". Это приводит к крайне низкому уровню культуры. В состязании поэтов победу одерживает В. К. Тредиаковский, имя которого в эпоху Салтыкова-Щедрина было нарицательным для изображения полной бездарности.

 

Герои. Орел, ястреб, сокол, снегирь, дятел, соловей и др. 

 

Композиция. Сказка имеет авторские вступление и заключение. В основной части описано начало и конец "золотого века" и эпохи Просвещения в птичьем царстве.

 

Чему учит автор. Сказка заканчивается многозначительной фразой главного героя: "Сие да послужит орлам уроком!". "Урок" наглядно показал, что хищническая жизнь несовместима с развитием искусств и наук, а абсолютная власть - с подлинной культурой.





29248 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    В каком ряду на­зва­ны герои, со­вер­шив­шие вы­да­ю­щи­е­ся по­дви­ги в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны?
    A16
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Орел-меценат краткое содержание
Орел-меценат краткое содержание
Орел-меценат краткое содержание рассказа Салтыкова-Щедрина Однажды орел почувствовал скуку от жизни в одиночестве. Он решил, наподобие помещиков, собрать себе дворню, которая бы могла развлекать его. Ястреб, коршун и сокол очень быстро исполнили
Презентация: История герба России
Презентация: История герба России
В данной презентации рассказана полная история основания и эволюции герба России начиная с пятнадцатого века. В 1497 году гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий независимость и верховную власть, то, что называлось «самодержавием» на Руси.
Сказочник справедливости» (к 195 - летию со дня рождения русского писателя  ...
Сказочник справедливости» (к 195 - летию со дня рождения русского писателя ...
27 января исполняется 195 лет со дня рождения русского писателя - сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова - Щедрина. Михаила Евграфовича считают одним из великих русских сатириков. Писатель своей жизнью и талантом доказывал необходимость борьбы за