Орел-меценат краткое содержание рассказа Салтыкова-Щедрина
Однажды орел почувствовал скуку от жизни в одиночестве. Он решил, наподобие помещиков, собрать себе дворню, которая бы могла развлекать его.
Ястреб, коршун и сокол очень быстро исполнили его приказание, согнав самых разных птиц. Помимо простых "мужичков" (ворон) в услужении орла оказался духовой оркестр, казначей, сторожа и даже гадалка.
Для полного соответствия помещичьему хозяйству орлу недоставало лишь наук и искусств. Больше всего это беспокоило снегиря, дятла и соловья. Прослужив когда-то писарем, снегирь мечтал заняться журналистикой. Он выпускал газету "Вестник лесов", но постоянно подвергался нападкам цензуры.
Служба у орла могла защитить его и позволить спокойно работать. Дятел был в лесу ученым. Он уже написал большое количество исторических исследований, но не мог найти издателя.
Дятел надеялся стать историографом при орлином дворе и тем самым получить нужные для издания средства. Соловей считался самым искусным певцом. Однако ему было мало лесной славы и всемирного почитания. Соловей мечтал заслужить признание у какого-нибудь вельможи. Орел лучше всего подходил на эту роль.
Три птицы прилетели к орлу и представили ему доклад о необходимости учреждения наук и искусств. Орел не имел никакого образования и поэтому не понимал, зачем все это нужно. Для мудрого совета он позвал сову, которая подтвердила справедливость требований докладчиков: "Ученье - свет, а неученье - тьма". Орел послушался совета и положил начало "золотого века". Он ввел особый "просветительный" налог, который шел в пользу учреждения кадетских корпусов, академии наук и начального обучения воронят. Вовсю расцвели всевозможные искусства.
Был назначен день, когда на суд орла должны были предстать все культурные деятели. Снегирь прочитал легкий фельетон, в котором расхвалил жизнь под властью орла. Меценат слушал его с удовольствием, пока не утомился. Дятел начал излагать орлиную генеалогию. Начало орлу понравилось, но научные рассуждения показались ему непонятными. Он прервал докладчика, не успевшего даже "продолбить" введение к исследованию.
Событием дня должно было стать состязание между соловьем и старым скворцом, названным Василием Кирилычем Тредьяковским. Оба использовали "холопские сюжеты", но соловьиное пение орел не разобрал. Стихи Тредьяковского, напротив, оказались для него просты и понятны. Скворец был награжден ожерельем из муравьиных яиц, а соловей продан в трактир.
Просвещение в лесу шло полным ходом: работали гимназии, академия наук приступила к изданию словаря, дятел продолжал научные исследования. Лишь один снегирь стал догадываться, что очень скоро всему придет конец. Ошибку допустили сокол и сова, которые стали учить орла. Он никак не мог освоить грамоту и четыре правила арифметики, постепенно озлобляясь против своих навязчивых учителей.
При дворе сложился заговор, в котором приняли участие коршун, кукушка и даже орлица. Они стали намекать орлу на бесполезность просвещения. Однажды сова, как обычно, пристала к орлу с заучиванием алфавита. В гневе он разорвал надоедливую птицу. Спустя немного времени та же участь постигла сокола. Стало понятно, что "золотой век" заканчивается. Академия еще работала, но ее дни были сочтены.
При дворе начались интриги между ястребом и коршуном, которые перестали обращать внимание на науки и искусства. Хозяйство орла запустело, развилось воровство, увеличились недоимки. Ястреб с коршуном объединились и объявили, что все беды произошли от просвещения. Стали раскрываться несуществующие заговоры, начались судебные процессы и преследования "культурных и образованных". Для обвинения было достаточно минимальной грамотности. В заключении умер дятел, была разгромлена академия наук, покончено с начальным образованием воронят.
В конце концов немного образованные вороны взбунтовались и улетели от орла, который даже не смог их догнать. Он подвел итог свой меценатской деятельности фразой: "Сие да послужит орлам уроком!"
Отзыв. Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина "Орел-меценат" - сатирический взгляд на состояние культуры и образования в царской России. Науки и искусства могут развиваться только при поддержке власти. На свободную мысль накладываются всевозможные запреты. Однако даже "одобренное сверху" просвещение обречено. Рано или поздно в нем будет найдено инакомыслие. "Золотой век" завершится судами и казнями. Просвещение откроет глаза низшим сословиям, которые захотят избавиться от тирании. В этом и состоит урок, о котором в финале говорит орел.